Главная» 7 класс » Литература

План конспект по литературе 7 класс Урок 47 ЗАЧЕТ № 3. ТВОРЧЕСТВО Н. В. ГОГОЛЯ
09.10.2016, 10:42

Урок 47

 

ЗАЧЕТ № 3.

ТВОРЧЕСТВО Н. В. ГОГОЛЯ

 

Диагностирование литературных знаний об эпическом произведении и сформированности умений читать эпическое произведение.

Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» в процессе ее изучения представляет большие возможности формировать литературные знания о повести как особом типе художественного содержания.

В книге И. Ф. Волкова «Теория литературы» приводится определение понятия о повести из кандидатской диссертации Е. И. Кумсковой «Американская повесть ХIХ века»: «В повести характер героя представлен в каком-то одном аспекте его связи с миром, что уменьшает значение индивидуально-личностного своеобразия персонажа, а на первый план выдвигается его связь с общественным сознанием его среды, то есть социально-типовую характеристику героя... Сама среда, все то, что окружает человека в данных условиях, осваивается писателем в повести как доминирующая, наиболее действенная сила жизни, способная оказывать решающее влияние на судьбу личности и общества в целом»[1]. Исследователь объясняет и сравнительно небольшой средний объем повести «Писатель выделяет типичные, с его точки зрения, особенности сложившихся устоев,нравов той или иной человеческой общности, что ограничивает размеры произведения, так как число таких особенностей не беспредельно»[2].

Читая «Тараса Бульбу», учащиеся усваивают следующие литературные знания.

1. Способ изображения действительности в повести — выделение автором нескольких типичных особенностей сложившихся устоев той или иной человеческой общности.

2. Способ изображения героя в повести — изображение только одного аспекта его связи с миром, раскрытие главным образом его социально-типовых черт в характеристике, а не индивидуально-личностных.

3. В основе сюжета повести — исследование связи героя с общественным сознанием его среды как решающей силы, которая определяет его судьбу.

Литературные умения.

Умение опираться на законы жанра в процессе постижения авторского замысла.

 

II уровень.

Задания:

1. Почему в рассказе автора о Запорожской Сечи преобладают массовые сцены?

2. Какие сложившиеся устои жизни Запорожской Сечи выделяет и типизирует автор?

3. Какое влияние на сознание и характеры героев оказали героические традиции Запорожской Сечи?

4. Какие черты в характеристиках героев можно отнести к социально-типовым?

5. Почему автор наделяет большим разнообразием индивидуально-личностных черт Андрия? Какими именно?

6. Почему трагедия Тараса Бульбы предстает не только как личная, но и как общественная?

 

III уровень. Почему, по замыслу автора, Тарас Бульба и его сыновья были обречены на гибель?

Примечание 1. Задания на понимание проблематики повести и поступков героев — задания 1 уровня трудности.

Примечание 2. Аналогичный подход используется в изучении «Песни про царя Ивана Васильевича...» М. Ю. Лермонтова, являющейся по жанру эпической песней.

Черты эпического изображения исторической повести, как и повести «Тарас Бульба» — учащиеся легко обнаружат, читал произведение.

 

 

 

 

РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ 40-х — 60-х годов ХIХ ВЕКА

 

И. С. ТУРГЕНЕВ (1818—1883 гг.)

 

Что можно сказать… о произведениях Тургенева? — что после прочтения их легко дышится, легко верится, тепло чувствуется.

М. Е. Салтыков-Щедрин

 

Жизнь И. С. Тургенева охватывает значительную историческую эпоху. Он родился во времена парусного флота и ямских троек, а умер в эпоху телеграфа и телефона.

Более полувека Тургенев находился в центре общественной и духовной жизни России и Западной Европы и «в течение всего этого времени стремился воплотить в надлежащие типы и образы — образ и давление времени».

А «давление времени» определялось крепостнической действительностью и борьбой прогрессивной части общества.

Круг друзей Тургенева — Грановский, Станкевич, Бакунин, Герцен и прежде всего Белинский (отец и командир).

«Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел. Враг этот был — крепостное право» (И. С. Тургенев).

Сборник «Записки охотника» — 1847—1851 гг. В чем новизна этого сборника?

1. Крестьяне внушают не только жалость, но и уважение.

2. Тяжелая и простая жизнь крестьян дается на фоне поэтичных и волнующих картин русской природы. Пейзаж живет одной жизнью с героями, словно природа понимает людей.

3. Рядом с крестьянами особенно мелкими и ничтожными выглядят их господа.

Меняются исторические условия. Крымская война 1853—1856 гг. по казала бессилие николаевского режима и отсталость крепостнической России. В стране обнаруживается почти всеобщее недовольство. Новый царь Александр II решается отменить крепостное право, чтобы избежать революции.

В 1861 году — год отмены крепостного права — Тургенев пишет свой лучший роман «Отцы и дети». Творчество Тургенева в 70-е годы становится всемирно известным.

Последние двадцать лет жизни Тургенев провел в Германии и Франции, он сделал очень много для сближения русской и западноевропейской культуры.

Последние произведения Тургенева — стихотворения в прозе (1877— 1882 гг.). О любви к родине, о вере в ее светлое будущее говорит стихотворение «Русский язык».

 

[1]Волков И. Ф. Теория литературы. М., Просвещение, Владос, 1995, с. 136.

[2]Тамже,с. 135.

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 09.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar