Главная» 7 класс » Литература

План конспект по литературе 7 класс Урок 50 И. С. ТУРГЕНЕВ. СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ. ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА. ТУРГЕНЕВ О КРАСОТЕ И БОГАТСТВЕ РУС
09.10.2016, 10:44

Урок 50

 

И. С. ТУРГЕНЕВ. СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ. ОСОБЕННОСТИ

ЖАНРА. ТУРГЕНЕВ О КРАСОТЕ И БОГАТСТВЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

В СТИХОТВОРЕНИИ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

 

Высказывания русских писателей о языке[1]

 

И всякий народ, носящий в себе залог сил, полный творящих способностей души, своей яркой особенности и других даров бога, своеобразноотличился каждый своим собственным словом, которым, выражал какой ни есть предмет, отражает в выраженьи его часть собственного своего характера. Сердцеведением и мудрым познаньем жизни отзовется слово британца; легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает свое, не всякому доступное умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так как вырвалось бы из самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

Н. В. Гоголь

 

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное названье еще драгоценнее самой вещи.

Н. В. Гоголь

 

С течением времени — понятия изменились, верования утратились, первоначальное впечатление забыто народом; но язык все еще продолжает хранить память о всем этом, то восстановляя потерянное значение в постоянном эпитете, то производя от древнего новые слова с подобным значением, то сохраняя самые слова, служащие названием какого-либо предмета в древности...

Н. А. Добролюбов

 

Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти.

Л. Н. Толстой

 

...берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!

И. С. Тургенев

 

Язык — это орудие мышления ... Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.

А. Н. Толстой

 

..Дивной вязью он (народ) плел невидимую сеть русского языка: яркого, как радуга вслед весеннему ливню, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого. Он назвал все вещи именами и воспел все, что видел и о чем думал, и воспел свой труд. И дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь, и стал его достоянием и для потомков его стал родиной — землей оттич и дедич.

А. Н. Толстой

 

Знания на уроке: стихотворение в прозе.

Повторение: эпитет, сравнение.

Словарная работа: патриотический пафос, риторическоевосклицание.

 

ХОД УРОКА

1. Стихотворение И. С. Тургенева «Русский язык» читаетучитель.

2. Исторический комментарий. Стихотворение в прозе «Русский язык» было написано в 1882 году. Этот год ознаменовался в России новым усилением реакции в связи с убийством 1 марта 1882 года царя Александра II. В августе 1882 года были приняты Временные правила о печати. Отныне совещание четырех министров (внутренних дел, юстиции, народного просвещения и обер-прокурора синода) получило право закрывать любые издания и запрещать неугодным лицам заниматься журналистской деятельностью.

Реакция росла, как снежный ком. С 1883 года стали действовать охранные отделения — жандармские органы, специализировавшиеся на агентурной деятельности. В 1884 году появилсяновый университетский устав, резко ограничивший права университетского самоуправления. В 1887 году был издан печально знаменитый «циркуляр о кухаркиных детях», предписывавший не допускать в гимназии детей из низших сословий.

а) Как И. С. Тургенев, не раскрывая в своем произведении конкретные реалии времени, несколькими слова ми передает свои чувства?

(«во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины», «как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома»).

б) Как жанр стихотворения диктует выбор сюжетного материала?

(В основе произведения не конкретные историческиефакты, а мысли и чувства лирического героя).

3. Какими эпитетами характеризует Тургенев в своем произведении русский язык? (Великий, могучий, правдивый и свободный).

Обратимся к высказываниям русских писателей о родном языке. Как они помогают раскрыть и углубить характеристику Тургенева?

4. Стихотворение Тургенева проникнуто патриотическим пафосом, гордостью за свой народ, его историю, культуру, язык.

Как вы понимаете последнее предложение? Можно ли его называть риторическим восклицанием? (Риторическое восклицание — прием ораторской речи, содержащий в себе утверждение, не допускающее возражений).

5. Чтение стихотворения учащимися.

 

6. Домашнее задание: подготовить декламацию стихотворения «Русский язык» наизусть.

 

[1]Русские писатели о языке. Хрестоматия. Под общей редакцией А. М. Докусова, Л., 1955.

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 09.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar