Главная» 7 класс » Литература

План конспект по литературе 7 класс Урок 51 МИР И ЧЕЛОВЕК В СТИХОТВОРЕНИЯХ В ПРОЗЕ И. С. ТУРГЕНЕВА
09.10.2016, 10:44

Урок 51

 

МИР И ЧЕЛОВЕК В СТИХОТВОРЕНИЯХ В ПРОЗЕ И. С. ТУРГЕНЕВА

 

Знания на уроке: повторение понятия о жанре «стихотворение в прозе», тематика и проблематика стихотворений в прозе И. С. Тургенева.

Словарная работа: лирические миниатюры, стихия, нравственность.

 

ХОД УРОКА

1. Выразительное чтение наизусть стихотворения в прозе «Русский язык». О жанре «стихотворение в прозе». Анализ стихотворения в прозе.

 

II. И. С. Тургенев. «Природа». Приводим текст стихотворения.

 

ПРИРОДА

 

Мне снилось, что я вошел в огромную подземную храмину с высокими сводами. Ее всю наполнял какой-то тоже подземный, ровный свет.

По самой середине храмины сидела величавая женщина в волнистой одежде зеленого цвета. Склонив голову на руку, она казалась погруженной в глубокую думу.

Я тотчас понял, что эта женщина — сама Природа, — и мгновенным холодом внедрился в мою душу благоговейный страх.

Я приблизился к сидящей женщине — и, отдав почтительный поклон:

— О наша общая мать! — воскликнул я. — О чем твоя дума? Не о будущих ли судьбах человечества размышляешь ты? Не о том ли, как ему дойти до возможного совершенства и счастья?

Женщина медленно обратила на меня свои темные, грозные глаза. Губы ее шевельнулись — и раздался зычный голос, подобный лязгу железа.

— Я думаю о том, как бы придать бо́льшую силу мышцам ног блохи, что бы ей удобнее было спасаться от врагов своих. Равновесие нападения и отпора нарушено... Надо его восстановить.

— Как? — пролепетал я в ответ. — Ты вот о чем думаешь? Но разве мы, люди, не любимые твои дети?

Женщина чуть-чуть наморщила брови:

— Все твари мои дети, — промолвила она, — и я одинаково о них забочусь — и одинаково их истребляю.

— Но добро... разум... справедливость... — пролепетал я снова.

— Это человеческие слова, — раздался железный голос. — Я не ведаю ни добра, ни зла... Разум мне не закон — и что такое справедливость? Я тебе дала жизнь — я ее отниму и дам другим, червям или людям… мне все равно... А ты пока защищайся — и не мешай мне!

Я хотел было возражать... но земля кругом глухо застонала и дрогнула — и я проснулся[1].

 

1. Задание. Прочитать первые два абзаца. Какой лексический ряд создает образ Природы?

«...огромная подземная храмина с высокими сводами», «свет», «... величавая женщина», «глубокая дума».

2. Как достигается эмоциональное напряжение повествования? Каков лексический ряд, связывающий образ Природы с мотивом ее грандиозности, вечности и мудрости?

Учащиеся должны попытаться истолковать употребляемые автором эпитеты «огромный», «ровный» (неиссякаемый, вечный), «величавая» и т. д.

3. Что в обращении лирического героя к Природе показывает на его понимание места человека в окружающем мире? Найтиключевые слова, раскрывающие мироощущение лирического героя, такие, как общая мать», «страх», «совершенство и счастье».

Учащиеся приходят к выводу, что лирический герой убежден в полной гармонии отношений между Природой и человеком, о ее материнской заботе о его благе и счастье.

4. Каким новым содержанием наполняется образ Природы при более близком общении с ней лирического героя? Каков образно-лексический ряд придает новые черты образу Природы?

Это: «темные, грозные глаза», неожиданно резкий и громкий (сильная реакция) голос («подобный лязгу железа»).

5. Чем объясняется равнодушие Природы к человеку и даже ее угрожающий вид по отношению к нему?

Задание. Прочитать ответ Природы человеку, найти слова, раскрывающие ее понимание своего назначения.

Это: «равновесие», «одинаково забочусь», «одинаково истребляю».

6. Чем отличаются законы человеческой жизни от жизни Природы?

Задание. Найти лексический ряд, составляющий тему особенности жизни людей.

Это: «любимые дети», «добро и зло», «справедливость». Чувства и разум выделяют человека из мира природы. Природа живет по своим законам, люди — по другим. Противиться и возражать этому бессмысленно. Горе человеку, если сам он забудет о человеческих жизненных ценностях.

 

III. Прочитать стихотворение в прозе «Близнецы».

Как смысл миниатюры соотносится со смыслом стихотворения в прозе «Природа»? — «...но мне-то не так будет жутко» — ключевые слова. Жутко, когда чувства человека слепы, стихийны, не просветлены разумом, нравственностью.

 

IV. «Два богача». Каково нравственное содержание стихотворения?

 

V. Какие мысли и чувства выразил И. С. Тургенев в стихотворениях в прозе?

1. Философские размышления о месте человека в мире, о существовании мира по вечным и недоступным пониманию людей законам.

2. Размышления об отличии законов жизни людей от мира природы, о роли разума, добра и зла в их жизни.

3. Предупреждение о разрушительной в своей стихийности силе зла и утверждение добра как надежды на лучшее будущее человечества.

 

[1] Тургенев И. С. Собрание сочинений в 12 томах. Т. 8. М., 1956, с. 407—408.

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 09.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar