Главная» 7 класс » Литература

План конспект по литературе 7 класс Урок 53 СТИХОТВОРЕНИЕ Н. А. НЕКРАСОВА «РАЗМЫШЛЕНИЯ У ПАРАДНОГО ПОДЪЕЗДА»
09.10.2016, 10:45

Урок 53

 

СТИХОТВОРЕНИЕ Н. А. НЕКРАСОВА

«РАЗМЫШЛЕНИЯ У ПАРАДНОГО ПОДЪЕЗДА»

 

Знания на уроке: понятие об антитезе и ее художественной роли в изображении, сатира, обобщенный образ, колоритный образ.

Словарная работа: убогий, пилигрим, лепта, патетика, шелкоперы, идиллия, Аркадия.

 

ХОД УРОКА

I. История создания стихотворения. Чтение отрывка из воспоминаний А. Я. Панаевой, приведенного в учебнике.

 

II. Выразительное чтение стихотворения.

 

III. Каким образом в первой строфе раскрывается мнимая торжественность парадного подъезда особняка знатного вельможи?

Задание. Проследить по тексту развитие темы «парадного подъезда» в торжественные дни. (Это — «холопский недуг», «с испугом», а также употребление автором сарказма в определении «призванья и целого города».)

Задание. Соответствует ли определение «...парадный подъезд» содержанию первых строк стихотворения?

Учащиеся убеждаются, что содержание контрастирует с определением.

Задание. Проследить по тексту развитие темы «парадного подъезда» в «обычные дни».

Соответствует ли определение «этот пышный подъезд» содержанию следующих строк?

Наблюдение над текстом позволяет убедиться, что «пышный подъезд» оказывается в следующем лексическом ряду: «убогие лица», «старик», «вдовица», «просители плачут», «осаждают подъезд».

Убеждаемся, что содержание и второй части строфы контрастирует с темой торжественности и парадности. Антитеза снижает образ: торжественность подъезда — мнимая.

Таким образом, обычай, по которому в праздничные дни в домах крупных чиновников выставлялись особые книги, в которых расписывались посетители, не допускавшиеся к хозяину лично, превращался в парад холопства, холуйства. Возникает образ холопствующего города.

 

IV. Стихи Н. А. Некрасова имеют особенность — они сюжетны.

1. Какие события запечатлены во второй строфе стихотворения?

Задание. Выстроить образный ряд, связанный с описанием мужиков. Это: уважительное «деревенские русские люди», «по молились... и стали вдали», «некрасивы на взгляд», «пилигримы», «крест на шее и кровь на ногах», «суди его Бог!»

Возникает образ России, трагический, молчаливый и цельный.

Мужики не перестают быть реальными мужиками, в то же время это — обобщенный образ.

 

V. Как в стихотворении возникает образ вельможи?

Сначала в реплике швейцара: «Наш не любит оборванной черни!»

Каким авторским отношением проникнуто изображение образа жизни и образа мыслей вельможи? Отметить элементы сатиры в изображении барина.

 

VI. Какова основная тема концовки?

В конце стихотворения возникает образ родной земли («Родная земля...»). Средством раскрытия образа «родной земли» служит «песня, подобная стону».

Но не песней-стоном заканчивается стихотворение, а вопросом, обращенным к народу, главным размышлением — о судьбе России: «Ты проснешься ль, исполненный сил?»

 

Домашнее задание: выучить наизусть отрывок из стихотворения.

 

 
Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 09.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar