Главная» 7 класс » Литература

План конспект по литературе 7 класс Урок 54 Н. А. НЕКРАСОВ. ПОЭМА «РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ». ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПОЭМЫ. РАБОТА НАД 1 ЧАСТЬЮ ПОЭ
09.10.2016, 10:45

Урок 54

 

Н. А. НЕКРАСОВ. ПОЭМА «РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ».

ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПОЭМЫ.

РАБОТА НАД 1 ЧАСТЬЮ ПОЭМЫ

 

Знания на уроке: сведения о жизни и творчестве Н. А. Некрасова, поэма, сюжет, композиция и ее художественная роль.

Словарная работа: вирши, деспотизм, демократизм, былинная стихия, народное сознание.

 

ХОД УРОКА

I. Знакомство с содержанием статьи «Н. А. Некрасов» из учебника. Обучение составлению плана статьи.

1. Стихи «Еду ли ночью по улице темной...» — начало известности Некрасова.

2. Детство в имении Грешнево.

3. Ярославская гимназия и мечты о творчестве.

4. Жизнь в Петербурге, литературная деятельность.

5. Н. А. Некрасов — издатель журнала «Современник».

6. Борьба с общественной неправдой — пафос поэзии Н. А. Некрасова.

 

II. Выразительное чтение наизусть любимого стихотворения Н. А. Некрасова.

 

III. Поэма «Русские женщины». История создания произведения. (По статье из учебника).

Учитель может воспользоваться книгой А. Гессена «Во глубине сибирских руд», чтобы подробнее рассказать о героине поэмы Некрасова (гл. VIII).

Кратко об Екатерине Ивановне Трубецкой можно сказать следующее. Ее отец — французский эмигрант граф И. С. Лаваль. Его роскошный особняк на Английской набережной в Петербурге сохранился до наших дней. В этом особняке незадолго до 14 декабря 1825 года великий князь Николай Павлович танцевал мазурку в паре с дочерью графа Лаваля — Екатериной. Екатерина Ивановна Лаваль вышла замуж за князя Сергея Петровича Трубецкого, будущего декабриста. Она была первой из жен декабристов, добившейся у царя разрешения последовать за мужем в сибирскую ссылку.

 

IV. «Княгиня Трубецкая», часть 1.

Читается 1 часть поэмы.

Задание. Определить по тексту героев, события и их последовательность во времени. Наблюдения по тексту обобщаются.

«На диво слаженный возок» стремительно скользит по бесконечной дороге. Сборы были основательно продуманы: отецвозок попробовал «не раз, не два», «шесть лошадей в него впрягли», не забыли «образок».

1. Что такие сборы говорят о характере героини: порыв или твердое решение руководят ее действиями?

2. Каким композиционным приемом пользуется автор, чтобы рассказать о прощании княгини с любимым отцом?

«Княгиня-дочь... куда-то едет в эту ночь». Она уже в дороге. Поэтому сцена прощания с отцом возникает в ее воспоминаниях или как обрывки снов.

3. С какой целью автор намеренно нарушает рассказ о ходе событий?

Обращаем внимание учащихся на тяжесть драмы разрыва человека с привычной жизнью, с родными, местом, где он родился. И тем не менее нравственный выбор сделан: воспоминания передают, видимо, внутреннюю борьбу Трубецкой на пути к окончательному решению.

Мотив дороги связан с темой нравственного выбора, с темой восхождения к подвигу (воспоминания в дороге как внутренняя борьба и нравственный выбор героя).

 

V. Работа со справочными материалами из учебника. Изучение статьи «Герой литературного произведения». Работа со словарем литературоведческих терминов: понятие о композиции произведения.

 
Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 09.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar