Главная» 7 класс » Литература

План конспект по литературе 7 класс Урок 55 Н. А. НЕКРАСОВ. ПОЭМА «РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ». ТЕМА ПОДВИГА РУССКИХ ЖЕНЩИН, ОТПРАВЛЯЮЩИХСЯ ВСЛЕД
09.10.2016, 10:45

 

Урок 55

 

Н. А. НЕКРАСОВ. ПОЭМА «РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ».

ТЕМА ПОДВИГА РУССКИХ ЖЕНЩИН, ОТПРАВЛЯЮЩИХСЯ

ВСЛЕД ЗА ОСУЖДЕННЫМИ МУЖЬЯМИ В СИБИРЬ.

РАБОТА НАД 2 ЧАСТЬЮ ПОЭМЫ

 

Знания на уроке: драма как род литературы, монолог, диалог, приемы раскрытия характера литературного героя в драматическом произведении.

Словарная работа: драматизм сцены, финал сцены, нравственная победа, психология рождения подвига, психология по ведения.

 

ХОД УРОКА

I. Какие художественные приемы указывают, что встреча Трубецкой с губернатором — самое последнее и тяжелое испытание на пути к поставленной цели?

Учащиеся должны отметить, что сцена драматична. Уточняется по словарю значение терминов «диалог» и «монолог».

 

II. Основным средством воплощения содержания в драматическом произведении является речь действующих лиц (монологи и диалоги) Характер драматического персонажа раскрывается в его действии, обусловленном внутренним порывом.

1. Какие доводы против продолжения пути излагает губернатор? Каким отношением к княгине проникнут его первый монолог?

Губернатор Цейдлер хорошо знал лично графа Лаваля, «семь лет служил при нем». Его отношение к дочери графа полно сочувствия, он искренне готов помочь ей.

2. Какую помощь он хотел бы оказать Трубецкой и какую княгиня ждет от друга своего отца?

Задание. Проследить по тексту, как губернатор наращивает психологическое давление на молодую женщину с целью заставить ее вернуться домой. (Для одной половины класса).

 

а) дорога наша так дурна,

Вам нужно отдохнуть...

 

б) Напоминание о том, какой властью «в здешней стороне» он обладает:

 

Покуда я не прикажу,

Его не подадут...

 

в) Бумага.

 

г) Но хорошо ль известно вам,

Что ожидает вас?

 

д) Невозможность вернуться к прежней жизни, возможные угрызения совести мужа, ставшего виновником ее горькой судьбы:

 

...с вами незнавать

Ему счастливых грез...

 

е) Напоминание о славе и знатности рода:

 

Когда б не доблестная кровь

Текла в вас — я б молчал.

 

ж) Обращение к женской гордости:

 

И что ж?.. бежите вы за ним,

Как жалкая раба!

 

з) Угроза добираться до Нерчинска «этапом»:

 

Вас по этапу поведут

С конвоем...

 

Задание. Проследить по тексту, как укрепляется мужество женщины, как крепнет в ее душе порыв к свершению героического деяния. (Для второй половины класса).

а) Княгиня наивно полагает, что губернатор, как друг ее отца, ускорит встречу с мужем.

 

Так прикажите ж! Я прошу...

 

б) Княгиня выдерживает напоминание о горе отца:

 

Но долг другой... меня зовет...

 

в) Морально готова к жизни на каторге:

 

Ужасна будет, знаю я...

 

Живут же люди в том краю,

Привыкну я...

 

г) Княгиня бесстрашна:

 

Пусть смерть мне суждена —

Мне нечего жалеть!..

 

д) Тверда и мужественна:

 

Всем вашим пыткам не извлечь

Слезы из глаз моих!

 

е) На разрыв с прежней жизнью решается осознанно, разделяя убеждения мужа:

 

Там места нет, там друга нет

Тому, кто раз прозрел!

 

ж) Высота гражданских чувств княгини Трубецкой:

 

Но знаю: к родине любовь

Соперница моя...

 

з) Готовность к героическому поступку:

 

Велите ж партию сбирать —

Иду! мне все равно!

 

3. Как воспринимается финал этого поединка? Учащиеся без труда оценят исход поединка между стражемгосударственного порядка и беззащитной женщиной как ее нравственную победу. Характер Трубецкой — уже сложившийся, мужественный и сильный. Сюжет сцены движет психология зарождения подвига в душе человека.

 

Домашнее задание: сочинение «Княгиня Трубецкая в поэмеН. А. Некрасова «Русские женщины».

 
Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 09.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar