Главная» 7 класс » Литература

План конспект по литературе 7 класс Урок 56 М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. ОБРАЗ ПИСАТЕЛЯ. РАБОТА СО СТАТЬЕЙ УЧЕБНИКА
09.10.2016, 10:45

Урок 56

 

М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. ОБРАЗ ПИСАТЕЛЯ.

РАБОТА СО СТАТЬЕЙ УЧЕБНИКА

 

Дополнительные материалы к биографии писателя: К. И. Соколова. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. М., Просвещение, 1993.

 

27 (15) января 1826 г. в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии в семье помещиков Салтыковых родился сын Михаил, которому предстояло в будущем стать великим русским писателем.

Это действительно великий писатель, художественные произведения которого непреходящи и в наше время поражают свежестью, глубиной и силой мысли, предостерегают, заставляют задуматься.

Говорят, все начинается с детства. Каким оно было у Салтыкова? Как прослеживается в нем необычность будущей судьбы мальчика?

Отец писателя — Евграф Васильевич Салтыков — принадлежал к старинному, но небогатому дворянскому роду. Хотя родословная дворян Салтыковых и украшена легендами о знатности происхождения, даже о родстве с царской фамилией, большинству представителей этого рода так и не удалось выбиться из мелкопоместного служилого дворянства. Оскудевала родовая вотчина Салтыковых и, чтобы исправить материальное положение, сорокапятилетнему Евграфу Васильевичу была найдена невеста — пятнадцатилетняя Ольга Михайловна Забелина, дочь состоятельного московского купца.

Брак по расчету не принес личного счастья. Неласково встретили Ольгу Михайловну в доме мужа, особенно незамужние сестры Евграфа Васильевича, которые стали прообразами «тетенек-сестриц» в «Пошехонской старине».

Но молодость Ольги Михайловны скоро прошла, и из безответной «молодухи» она сделалась властной барыней, подчинившей всех. Колоритная фигура матери, ее хозяйственные распоряжения, отношения с окружающими нашли отражение во многих произведениях писателя, прежде всего, в образе Арины Петровны Головлевой.

Ольга Михайловна не только остановила разорение салтыковской вотчины, но и сумела сделать значительные приобретения. После покупки в 1829 г. богатого села Заозерья с деревнями Салтыковы оказались в числе богатейших помещиков Тверской губернии.

Образовывать Михаила мать решила домашними средствами. К шести годам он бойко говорит по-французски и по-немецки; а через год-два научился писать и по-русски. У Салтыкова не было своей Арины Родионовны. «Замечательно, что между многочисленными няньками, которые пестовали моедетство, — читаем в «Пошехонской старине», — не было ни одной сказочницы. Вообще весь наш домашний обиход стоял на вполне реальной почве, и сказочный элемент отсутствовал в нем. Детскому воображению приходилось искать пищи самостоятельно, создавать свой собственный сказочный мир, не имевший никакого соприкосновения с народной жизнью и ее преданиями, но зато наполненный всевозможными фантасмагориями, содержанием для которых служило богатство, а еще более — генеральство. Последнее представлялось высшим жизненным благом...»[1]

О жизненном пути писателя учитель найдет материал в учебнике-хрестоматии для 7 класса средней школы (В. Я. Коровина).

 

Сказочный мир[2]

Первые щедринские сказки («Повесть о том, как один мужик двух генералов накормил», «Пропала совесть», «Дикий помещик» были опубликованы в «Отечественных записках» еще в 1869 году. Все остальные произведения, включенные писателем в знаменитый сказочный цикл, создавались в 1880-е годы.

Щедринские сказки, по единодушному мнению читателей и исследователей, явились своеобразным итогом исканий сатирика. Существует немало работ о связях сказок Салтыкова-Щедрина с традициями народнопоэтического творчества.

Интересно сравнение сказочных сюжетов «Повести о том, как один мужик двух генералов накормил» и «Дикого помещика». В первой сказке у глупых, беспомощных, но привыкших властвовать генералов, чудом оказавшихся на необитаемом острове, срабатывает инстинкт самосохранения, и они отыскивают неизвестно как попавшего на остров мужчину, который спасает их от голодной смерти и переправляет на лодке через «океан-море» в Петербург. Во второй сказке, наоборот, глупый и самонадеянный помещик мечтает освободиться от мужиков, а те в свою очередь молят бога, чтобы избавиться от притеснений помещика. Все дальнейшее течение сказки — как бы еще одно вероятное продолжение истории с генералами (если бы не отыскался мужик, они бы одичали, озверели). Таким образом, Салтыков-Щедрин в «Диком помещике» словно бы доводит до логического завершения свои сказочно-сатирические предложения.

Неразлучны с элементами фольклора дальнейшие ситуации обеих сказок (постоянные эпитеты: «тело белое», «пряник печатный»,«звери дикие», присказки, троекратные повторения, гиперболы). И за всем тем проступает главный, уже не сказочный намек: мужиком живет Россия, трудом его и заботами; подневольный мужичий труд сохраняет помещичье благополучие.

 

[1]Прозоров В. В. Салтыков-Щедрин. М., Просвещение, 1988, с. 13.

[2]Прозоров В. В. Салтыков-Щедрин. М., Просвещение, 1988, с. 135—150.

 
Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 09.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar