Главная» 7 класс » Литература

План конспект по литературе 7 класс Урок 57 М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН «ПОВЕСТЬ О ТОМ, КАК ОДИН МУЖИК ДВУХ ГЕНЕРАЛОВ ПРОКОРМИЛ». ЗНАКОМСТВО
09.10.2016, 10:46

Урок 57

 

М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН «ПОВЕСТЬ О ТОМ,

КАК ОДИН МУЖИК ДВУХ ГЕНЕРАЛОВ ПРОКОРМИЛ».

ЗНАКОМСТВО С САТИРИЧЕСКОЙ СКАЗКОЙ

 

Знания на уроке: сатирическая сказка, гротеск.

Повторение: повесть, сказка, басня — жанровые особенности; аллегория, гипербола; фантастика.

Словарная работа: оказия, регистратура, каллиграфия.

 

ХОД УРОКА

1. Слово о писателе (по статье учебника и дополнительному материалу урока 56).

2. Задание перед чтением сказки:

«Повестью о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин открывает свой цикл «Сказок для детей изрядного возраста». Слушая сказку, подумайте, какие «взрослые», серьезные проблемы (вопросы) ставит в ней автор.

3. Чтение сказки учителем.

4. Проблема жанра: повесть? сказка? а может, басня?

 

Реальное в «Повести...».

Сказочное в «Повести...»

Генералы, регистратура, пенсия.

Сказочные формулы: «по щучьему велению, по моему хотению», ни в сказке сказать, ни пером описать «там был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало».

Необитаемый остров.

 

А что делает «Повесть...» похожей на басню? (Аллегория).

Повторим по словарю литературоведческих терминов в учебнике определения аллегории, гиперболы, фантастики. Найдем в сказке применение этих литературных приемов.

Например:

Аллегория — генерал не может сам сорвать яблока с дерева, то есть он совсем не приспособлен к жизни, ничего не умеет делать сам.

Гипербола: генералы уверены были, что пища в том самом виде на свет родится, в каком ее к столу подают.

Фантастика — генералы попадают, заснув, на необитаемый остров.

С какой целью используются в «Повести...» эти приемы? (Чтобы высмеять генералов, которые ничего не знают, ничего не умеют и не пропадают на необитаемом острове только благодаря мужику).

Критика каких-либо явлений в жизни путем осмеяния называется сатирой. А сказка, служащая этой цели, называется сатирической сказкой.

Чтобы усилить сатирический эффект, Салтыков-Щедрин использует в своих сказках гротеск (см. словарь литературоведческих терминов). Прочитаем еще раз сцену «остервенения генералов». Известно, что автор перепробовал несколько вариантов этой сцены. В одном из них один генерал откусывал у другого палец, в другом — ухо. И, наконец, орден. Как вы думаете, почему сатирик остановился на последнем варианте? (Предельное увеличение, доведенное до абсурда — орден воспринимается генералами как часть тела! — максимально раскрывает обличительный, сатирический смысл сцены). Таким образом, гротеск — неотъемлемая часть сатирического произведения.

5. Ответ на вопрос: почему «сказки для детей изрядного возраста»?

Построены на аллегории, служат для обличения пороков современного автору общества: тупости и неприспособленности к жизни генералов, рабской покорности все умеющего мужика.

 

6. Домашнее задание.

а) Перечислите случаи из жизни генералов на необитаемом острове, показавшие их полную беспомощность.

б) Расскажите, что предпринял «мужичина», чтобы выручить генералов из беды.

в) Напишите, что в поведении мужика вызывает восхищение, а что — осуждение автора?

 
Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 09.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar