Главная» 7 класс » Литература

План конспект по литературе 7 класс Урок 60 САТИРА И ГРОТЕСК В СКАЗКАХ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА
09.10.2016, 10:46

Урок 60

 

САТИРА И ГРОТЕСК В СКАЗКАХ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА

 

Знания на уроке:

1. Идейно-художественный смысл сказок Салтыкова-Щедрина.

2. Литературные приемы, свойственные сатирическому произведению.

3. Позиция писателя.

Повторение: юмор и сатира, их отличие; аллегория, гипербола, гротеск как средства художественной выразительности; язык художественного произведения.

Словарная работа: просторечия, канцеляризмы, авторскийстиль.

 

ХОД УРОКА

I. Викторина на знание текста.

1. В чем заключается оригинальный способ приготовления ухи из налима? (Налима первоначально надо высечь, а когда печень его от огорчения увеличится, кидать в уху).

2. Какое яркое свидетельство реальности в прошлом библейского Потопа приводит один из генералов? (Наличие в на стоящем допотопных животных).

3. Почему генералов сначала тошнило при чтении «Московских ведомостей», а потом ничего, читали? (Сначала генералы были голодны, а газета предлагала исключительно «гастрономические новости»).

4. Какие сведения из географии известны генералам? Почему они не смогли ими воспользоваться? (Они знали, что если развернуться на север, то справа будет восток, а слева — запад, но не знали, как найти север).

5. Что генералы знали о пище до того, как попали на необитаемый остров? (Генералы были уверены, что пища в том виде на свет родится, в каком ее на стол подают).

6. В чем необычность одеяния генералов, оказавшихся на острове? (Они в ночных рубашках, но с орденами на шее).

7. Как генералы наградили мужика по возвращении домой? (Мужик получил рюмку водки и пятак серебра).

8. Почему в сказке «Дикий помещик» мужики пролетали над городом «роем», а не «стаей»? (Важно сравнение с трудолюбивыми пчелами).

9. Какой важной части тела так и не смог приобрести одичавший помещик? (Хвоста).

10. Какое слово, вычитанное в газете «Весть», укрепляло дикого помещика в его правоте? (Старайся).

 

II. Вопросы по теории литературы.

1. Чем отличается юмор от сатиры?

2. Какие черты повести, сказки и басни присутствуют в сказках Салтыкова-Щедрина?

3. Какой литературный прием лежит в основе следующих высказываний?

«...признаться, я и до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают!»

«...генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил».

«...мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить».

«Набрал сейчас мужичина конопли, размочил в воде, поколотил, помял и к вечеру веревка была готова». Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег».

Для справок: фантастика, аллегория, гипербола, гротеск.

 

III. Язык художественного произведения.

1. Приведите пример использования в тексте просторечий[1] и канцеляризмов[2]. Как употребление их в речи характеризует героев?

 

IV. Работа по карточкам. (Задания проблемно-поискового характера).

Прочитайте следующий текст. Найдите в нем «приметы» сказок Салтыкова-Щедрина, доказывающие, что отрывок принадлежит перу великого сатирика.

Топтыгин 1-й был «старый служака-зверь, умел берлоги строить и деревья с корнями выворачивать; следовательно, до некоторой степени и инженерное искусство знал. Но самое драгоценное качество его заключалось в том, что он во что бы то ни стало на скрижали Истории попасть желал и ради этого всему на свете предпочитал блеск кровопролитий. Так что об чем бы с ним ни заговорили: об торговле ли, о промышленности ли, об науках ли — он все на одно поворачивал: «Кровопролитиев... кровопролитиев... вот чего нужно!»

За это Лев произвел его в майорский чин и, в виде временной меры, послал в дальний лес, вроде как воеводой, внутренних супостатов усмирять».

 

V. Кого, в чем и каким образом обличает в своих сказках Салтыков Щедрин? (Заполнение на доске недостающих граф таблицы).

Кого обличает

сатирик?

В чем обличает?

Как обличает?

1. Генералов, помещика

 

 

 

2. Мужика

В глупости, в невежестве, неумении трудиться и ценить чужой труд, в неблагодарности.

 

 

 

 

Через аллегорию: мужик сам вьет веревку, чтобы не сбежать от генералов.

 

VI. Докажите на примере прочитанных вами сказок Салтыкова Щедрина, что источником как материальных благ, так и духовной культуры для правящих классов являлся народ.

 

VII. Недоброжелательные критики часто упрекали Салтыкова Щедрина в том, что он не любит русский народ, так как постоянно выставляет его на посмешище. Как опровергнуть эти упреки, опираясь на прочитанные вами сказки?

 

[1]Слова, находящиеся за пределами литературной нормы. Характеризуют речь малообразованных слоев населения.

[2]Устойчивые сочетания слов, характерные для официально-делового стиля речи. Их употребление рассматривается как «порча» языка.

 
Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 09.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar