Главная» 7 класс » Литература

План конспект по литературе 7 класс Урок 62 Л. Н. ТОЛСТОЙ. ГЛАВА ИЗ ПОВЕСТИ «ДЕТСТВО» — «КЛАССЫ». ДЕТСТВО КАК ОТКРЫТИЕ МИРА; САМОСОЗНАНИ
09.10.2016, 10:47

Урок 62

 

Л. Н. ТОЛСТОЙ. ГЛАВА ИЗ ПОВЕСТИ «ДЕТСТВО» — «КЛАССЫ».

ДЕТСТВО КАК ОТКРЫТИЕ МИРА; САМОСОЗНАНИЕ РЕБЕНКА,

ДРАМАТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ ИМ ПРОТИВОРЕЧИЙ ЖИЗНИ

 

Знания на уроке: автобиографическая повесть, нравственноестановление.

Словарная работа: согласие, благодарность, привязанность, сочувствие.

 

Знайте, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, вынесенное из детства, из родительского дома.

Ф. М. Достоевский

 

Мир детства предстает иногда как нечто особенное. Взрослые часто говорят, что во времена их детства и люди были добрее, и небо выше, и трава зеленее. О людях добрых, веселых, чутких говорят, что они сохранили детство в своей душе. Глядя на человека грубого, жестокого, не хочется верить, что он когда-то был ребенком.

Почему это происходит? Что особенного в мире детства?

(Любой человек от рождения стремится к добру и справедливости, он еще не ведает лжи, клеветы, притворства, он чист душой.)

Нам предстоит познакомиться с отрывком из повести Л. Н. Толстого «Детство». Сама повесть интересна тем, что впервые взрослому человеку удалось так правдиво заговорить от имени ребенка, передать его мысли, чувства, огорчения. Повесть автобиографична. Главный герой — Николенька Иртеньев — прообраз самого автора, не только совершает какие-либо поступки, но и старается сам осмыслить их, даже исправить что-либо в своем поведении, старается понять поступки взрослых, помочь им.

 

Предварительные замечания

Действующие лица:

Николенька — главный герой, повествователь;

Володя — его брат;

Карл Иванович — немец, домашний учитель;

Николай слуга в доме Иртеньевых.

Предыстория:

Домашнее обучение детей должно смениться гимназическим. Дети покинут родную усадьбу и отправятся в город, где будут жить у родственников и учиться. Карла Ивановича увольняют, несмотря на то, что он прожил в этом доме более двенадцати лет и считал семью Иртеньевых своей (он учил еще мать Николеньки!). Все герои расстроены предстоящей разлукой.

Чтение главы «Классы» и беседа по вопросам:

1. Какими вы представляете себе Николеньку и Карла Ивановича?

2. Проследите, как и в связи с какими событиями меняется отношение Николеньки к Карлу Ивановичу в продолжении одного утра?

3. Что больше всего обидело Карла Ивановича, что огорчает его сильнее всего? Отсутствие благодарности.

4. Задание. Найдите в главе «Классы», в сцене разговора Карла Ивановича с Николаем слова, объясняющие, на кого и за что до слез обижен старый учитель.

(От слов: «да, теперь я не нужен стал, меня и надо прогнать; а где обещания? где благодарность?.. до слов: «Оттого, что меня не будет, они не разбогатеют, а я, Бог милостив, найду себе кусок хлеба... не так ли, Николай?»).

5. Представьте себе, что вы, так же, как и Николенька, случайно услышали отрывок этого разговора. Конечно, подслушивать нехорошо, но мы вместе с героем поняли, что в этом благополучном, прекрасном доме происходят какие-то грустные, тяжелые события. Какие?

Наталья Николаевна, мать Николеньки, которую любит и уважает Карл Иванович, судя по его словам, не имеет решающего голоса в доме. Все решают «иные люди». Кто же? Отец.

6. Найдите строки, показывающие, что Николенька понялвсе, что сказал Карл Иванович. Как мальчик отнесся к горюучителя? «Я сочувствовал его горю, и мне больно было, что отеци Карл Иванович, которых я почти одинаково любил, не понялидруг друга; я опять отправился в угол, сел на пятки и рассуждало том, как бы восстановить между ними согласие».

7. Задание. Найдите в толковом словаре, какое значение имеют слова: сочувствие, согласие, благодарность. Это слова многозначные, из всех значений данных слов выберите именно те, которые соответствуют смыслу текста.

Благодарность — чувство признательности за оказанные услуги, добро[1].

Сочувствие — одинаковые чувства с кем-либо[2].

Согласие — примирение, устранение разногласий, противоречий[3].

Как видим, из-за разногласий в семье страдают не только не посредственные участники конфликта, но, прежде всего, дети, так как они не наблюдают за жизнью взрослых, а со-страдают, со-переживают, со-чувствуют вместе с теми, кого любят.

8. Как Карл Иванович «отомстил» своему обидчику? И вообще, возможно ли соединять такие понятия, как «месть» и Карл Иванович? За двенадцать лет преданности, любви, самоотверженности Карл Иванович получил конверт с жалованьем и отказ от его дальнейших услуг, так как «дети стали большими и им надо учиться». Но разве будет Карл Иванович мстить этому дому? Причинять зло, вред? Он отомстил по-своему.

«Лицо его не было угрюмо, как прежде, оно выражало довольство человека, достойно отомстившего за нанесенную ему обиду».

9. Запишите в тетрадь закон жизни, сформулированный добрейшим Карлом Ивановичем и внушенный его ученикам:

«Из всех пороков самый тяжкий есть неблагодарность».

Это, действительно, закон, и, как все законы, его необходимо соблюдать.

 

Домашнее задание. Прочитать главу ХIII «Наталья Савишна».

 

[1]Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах. Т. I, М., Прогресс, 1994. с. 226.

[2] Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах. Т. I, М., Прогресс, 1994, с. 427.

[3] Там же, с. 354.

 
Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 09.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar