Главная» 7 класс » Литература

План конспект по литературе 7 класс Урок 63 «НАТАЛЬЯ САВИШНА». МАСТЕРСТВО ПИСАТЕЛЯ В РАСКРЫТИИ ДУХОВНОГО РОСТА, НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИ
09.10.2016, 10:47

Урок 63

 

«НАТАЛЬЯ САВИШНА». МАСТЕРСТВО ПИСАТЕЛЯ В РАСКРЫТИИ

ДУХОВНОГО РОСТА, НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ГЕРОЯ

 

Знания на уроке: самоанализ и самооценка персонажа.

Словарная работа: самопожертвование, преданность.

Теория литературы: жизненный материал и художественный сюжет.

 

ХОД УРОКА

 

Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая... Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем непохож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою.

Л. Толстой

 

1. Моделирование проблемной ситуации. Наталья Савишна — скромная добрая старушка, которая никогда ничего не требует для себя. «Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе: вся ее жизнь была любовь и самопожертвование».

Подходят ли к ней слова нашего эпиграфа?

2. Задание. Определите по толковому словарю значение слова «самопожертвование». Подберите синонимы к этому слову.

Самопожертвование — жертвование собой, своими личными интересами для блага других

Синонимы: самоотречение, жертва

3. Докажите, что жизнь Натальи Савишны — пример бескорыстного служения, преданности, самоотдачи.

4. Какие эпизоды жизни героини выделены особо:

а) Ее попытка устроить свое личное, семейное счастье. Как расценил ее желание дедушка? Неблагодарность.

б) Ее обида на свою барышню, когда, желая вознаградить свою няню, Наталья Николаевна дарит ей вольную, а Наталья Савишна отвергает такой подарок, расценивает это как желание прогнать ее.

в) Эпизод со скатертью.

На этом, последнем эпизоде стоит остановиться особо, так как в нем, как в жизни, много сложного. Почему Наталья Савишна так резко, так грубовато наказала Николеньку? Видимо, разгадка заключена в словах матери, когда Николенька уронил графин и облил скатерть.

Найдите эти слова: «Позовите-ка Наталью Савишну, чтобы она порадовалась на своего любимчика».

Итак, Николенька — любимчик, а с тех, кого любишь, и спрос больше. Вот Наталья Савишна наказала мальчика, как наказала бы собственного сына.

А затем начинается обдумывание, осмысление этого случая. Николенька обиделся, больше всего его задела вот эта бесцеремонность:

«... бьет меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку». А как переживает сама Наталья Савишна? Какими лексическими средствами это выражено? Робко подошла, начала увещевать, «простите меня, дуру», «я виновата», «мой голубчик». И уже обильные слезы текут не от злости, а от любви и стыда.

5. Закрепление понятия «автобиографическая повесть».

Взрослый человек по-новому, с иных позиций, чем в детстве, может оценить пережитое.

Задание. Найдите в главе «Наталья Савишна» пример «двойного взгляда» на пережитое: С тех пор, как я себя помню, помню я и Наталью Савишну, ее любовь и ласки; но теперь только умею ценить их, — тогда же мне и в голову не приходило, какое редкое, чудесное создание была эта старушка».

 

Домашнее задание. Прочитать статью Н. К. Гудзия «Как работал Толстой» и повесть «Детство» Л. Н. Толстого полностью.

 
Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 09.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar