Главная» 7 класс » Литература

План конспект по литературе 7 класс Урок 65 И. А. БУНИН. РАССКАЗ «ЦИФРЫ». СЛОЖНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ. ОБРЕТЕНИЕ
09.10.2016, 10:48

Урок 65

 

И. А. БУНИН. РАССКАЗ «ЦИФРЫ».

СЛОЖНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ

В СЕМЬЕ. ОБРЕТЕНИЕ ДОБРОТЫ И ГАРМОНИИ

 

Знания на уроке: психологический рассказ.

Повторение: герой-повествователь.

Словарная работа: привязанность, уроки жизни.

 

I. Чтение части 1 и ответы на вопросы:

1. Какие слова и замечания дяди, обращенные к ребенку, особенно ярко передают его любовь и привязанность? («Мой дорогой», «... нельзя выразить, что ты тогда делаешь с моим сердцем»).

2. Почему же дядя после крупной ссоры не торопится с примирением и называет себя при этом «очень умным дядей»? (Он стремится дать мальчику время осознать случившееся, а не просто попросить прощения.)

3. Почему именно к дяде, а не к маме и не к бабушке обращается мальчик с просьбой показать цифры? Почему именно ссора с дядей стала для него трагедией? (Он тоже любит дядю и даже немножко боготворит его: дядя приносит подарки, он купит карандаши, пенал и другие чудесные вещи; даже мама и бабушка не противоречат дядиным словам и поступкам).

 

II. Из-за чего в семье произошла ссора? Как она развивалась? Пересказ-анализ с параллельным составлением таблицы:

 

Мальчик

Дядя

«Покажи цифры».

«Ну хорошо же, дядька! — пригрозил ты дерзко и весело. — Помни ты

это себе! ». Грохот стульев в детской.

Начал подпрыгивать и вскрикивать,

стараясь перебить разговор старших.

«Сам перестань!»

 

Истерика.

Просьба о прощении.

«Сейчас не хочу. Завтра».

Не обращает внимания на шум.

 

 

«Перестань».

 

Схватил ребенка за руку и вытолкнул из комнаты.

Внешне старается сохранить спокойствие.

Радость примирения.

 

III. Беседа по вопросам.

1. В чем, по-вашему, был виноват мальчик? (В том, что грубо и дерзко разговаривал с дядей, капризничал, нарочно досаждал старшим).

2. Был ли дядя виноват перед ребенком? В чем? (В том, что из-за собственной лени лишил ребенка радости, солгал про царский день. В том, что в ответ на шалости ребенка позволил злобе захватить все свое существо, допустил крик, испугавший ребенка, больно схватил мальчика за руку и вытолкнул из комнаты).

3. Почувствовал ли дядя свою вину? («Мне было уже стыд но, и я зажигал папиросу, не глядя на бабушку»).

4. Какой урок, по мнению дяди, должен был извлечь ребенок из этой ссоры? (Любая радость в жизни должна быть заслужена, а не выпрошена. От жизни ничего не добьешься криком, топотом и слезами. Недаром в данной ситуации дядя представляет себя олицетворением жизни. Зачитать из части VI:

«Ты открыл утром глаза, переполненный жаждою счастья. И с детской доверчивостью, с открытым сердцем кинулся к жизни: скорее, скорее!

Но жизнь ответила:

— Потерпи.

— Ну пожалуйста! — воскликнул ты страстно.

— Замолчи, иначе ничего не получишь!

— Ну погоди же! — крикнул ты злобно.

И на время смолк.

Но сердце твое буйствовало... Тогда жизнь со всего размаха ударила тебя в сердце тупым ножом обиды. И ты закатился бешеным криком боли, призывом на помощь.

Но и тут не дрогнул ни один мускул на лице жизни...»)

5. Какая сцена показывает, что герои раскаялись, рады примирению и простили друг друга? (Со слов: «Глубоко дыша от волнения...»)

6. От чьего лица ведется повествование? Каково отношение рассказчика к героям и Описываемым событиям?

7. Чем привлекательны для вас главные герои рассказа?

 
Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 09.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar