Главная» 7 класс » Литература

План конспект по литературе 7 класс Урок 67 А. П. ЧЕХОВ. РАССКАЗ «ХАМЕЛЕОН» — ЖИВАЯ КАРТИНА НРАВОВ. СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РАССКАЗА. ОСМЕЯНИЕ Т
09.10.2016, 10:48

Урок 67

 

А. П. ЧЕХОВ. РАССКАЗ «ХАМЕЛЕОН» — ЖИВАЯ

КАРТИНА НРАВОВ. СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РАССКАЗА.

ОСМЕЯНИЕ ТРУСОСТИ И УГОДНИЧЕСТВА

 

Знания на уроке: говорящие фамилии, юмор, роль художественной детали.

Словарная работа: хамелеонство.

Материал к теме: статья Л. В. Топорова «А. П. Чехов «Хамелеон» в книге «Методическое руководство к учебнику-хрестоматии «Родная литература» для 7 класса» под редакцией М. А. Снежневской. М.: Просвещение, 1990.

 

После убийства Александра II началась новая волна реакции, охватившая в 80-е годы всю Россию. Был закрыт журнал Салтыкова-Щедрина «Отечественные записки», издан указ «о кухаркиных детях». А. П. Чехов остро и болезненно чувствовал обделенность русского народа в просвещении и культуре, отсутствие уважения к человеческому достоинству. Гордость, самоуважение были не в чести, зато чинопочитание, рабская угодливость процветали. «Я всю жизнь по капле выдавливал из себя раба», — признавался А. П. Чехов — писатель, всю жизнь, все творчество посвятивший борьбе за человеческое в человеке.

В литературе Чехов стал учеником и последователем Салтыкова-Щедрина, к творчеству которого относился с глубоким уважением. С Щедриным Чехова сближает тема обличения российской действительности и такие приемы творчества, как говорящие фамилии (Очумелов, Хрюкин, Червяков), гротеск, контрастное сопоставление образов и событий.

 

I. «Хамелеон» — читает учитель.

 

II. Беседа по вопросам.

1. Сколько раз и в связи с чем Очумелов меняет свое решение относительно собачки? Как при этом меняется тон его высказываний?

(Шесть превращений, шесть смен интонации — от начальственно-повелительной до рабски-трусливой. Первоначально звучит категоричное, так сказать, законное решение: уничтожить собаку и наказать хозяина. Затем собака берется под защиту, как генеральская, и виновным оказывается Хрюкин.

Новые сомнения городового — новый сдвиг в настроении Очумелова: вновь он требует «истребить» собаку, вновь Хрюкин оказывается пострадавшим. Еще одна перемена: «Собака — нежная тварь... А ты, болван, опусти руку!» Повар: «Собака не генеральская», Очумелов: «Собака бродячая... Истребить — и все тут!» Повар: «... но генералова брата». Очумелов вновь проникается нежностью к собаке и грозит Хрюкину: «Я еще доберусь до тебя!»

2. Почему Очумелов требует то снять, то одеть на него шинель? Почему его бросает то в жар, то в холод?

3. Почему Чехов не дает ответа на вопрос: виновата ли собака? (Ее участь от этого не зависит!)

Вывод: Имеют ли хоть какое-то значение для полицейского надзирателя правда и справедливость? А для собравшихся горожан?

4. Почему в портрете и поведении Очумелова постоянно упоминается его шинель? (Символ чина. Его поведение, слова, отношение к нему толпы — все обусловлено шинелью).

5. Одинок ли Очумелов в своем чинопочитании? (Не одинок. Тот же Хрюкин то требует для себя равенства, вспоминая, что у него брат в жандармах, то по-холопски умолкает, когда гнев Очумелова обращается на него. Да и сама толпа, поначалу сочувствовавшая мастеровому, в результате смеется над ним).

Таким образом, хамелеонство приобрело всеохватывающий характер. Очумелов же — лишь наиболее полное выражение его сути.

Мы видим, как Чехов берет мельчайший, но типичный факт из обыденной жизни и возводит его ко всему строю человеческих отношений в целом.

 

III. Мастерство Чехова-художника.

1. В прямом или в переносном значении употреблено слово «хамелеон» в заглавии рассказа? (См. сноску в учебнике). В чем смысл названия рассказа? Кого в нем можно назвать хамелеоном?

2. Чехов всегда стремился к активному прочтению своих рассказов, к сотворчеству читателя. В рассказе «Хамелеон» такое сотворчество определено сюжетом: одно вытекает из другого с такой явной необходимостью, что, кажется, прерви писатель свой рассказ на середине, и читатель сам поведет его дальше, заставляя полицейского надзирателя Очумелова качаться из стороны в сторону. Попробуйте!

3. Неотъемлемой принадлежностью художественного почерка Чехова является внимание к художественной детали, помогающей раскрыть характеры персонажей, понять мотивы их поведения.

Какую роль выполняют в рассказе шинель Очумелова и окровавленный палец Хрюкина?

4. Особую роль в рассказе играет речевая характеристика героев. Подумайте, с какой целью автор наряду с общеупотребительной лексикой вводит в повествование канцеляризмы, просторечия, «холопскую», унизительную лексику?

 

IV. Домашнее задание.

Продумать характеристику действующих лиц, подготовиться к чтению рассказа «Хамелеон» по ролям.

 
Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 09.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar