Главная» 7 класс » Литература

План конспект по литературе 7 класс Урок 68 РАССКАЗ «ЗЛОУМЫШЛЕННИК». АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ; ЮМОР В РАССКАЗЕ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. РОЛЕВОЕ ЧТЕНИЕ
09.10.2016, 10:48

Урок 68

 

РАССКАЗ «ЗЛОУМЫШЛЕННИК».

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ; ЮМОР В РАССКАЗЕ.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. РОЛЕВОЕ ЧТЕНИЕ РАССКАЗА

 

Знания на уроке: наблюдение над языком персонажей.

Повторение: характеристика литературного героя.

Словарная работа: человеческое достоинство, невежество, просторечия, официально-деловой стиль.

 

ХОД УРОКА

1. Чтение рассказа «Злоумышленник» учителем или специально подготовленным учеником.

2. Вопрос к классу: Что смешно, а что грустно в этом рассказе? (Смешно то, что герои говорят о разных вещах и никак не поймут друг друга. Чувство грусти вызывает дремучая необразованность Дениса, непонимание им очевидных вещей, а также факт вынесения наказания человеку, не понимающему, за что его наказывают).

3. Характеристика главных действующих лиц рассказа по плану:

а) место, занимаемое героем в произведении;

б) положение героя в обществе;

в) портретная характеристика;

г) речевая характеристика.

(При характеристике Дениса обратим внимание на его портрет, который свидетельствует не столько о бедности, сколько о неопрятности. Чехов всегда выступал за уважение в человеке человеческого достоинства. А достоинство — «совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе»[1].

Таким образом, слово «достоинство» синонимично слову «самоуважение». Уважает ли себя Денис Григорьев?

Речь Дениса отличается тем, что слов он фактически не произносит, а когда и начинает говорить, сам подчас не понимает смысла сказанного. Найдите в тексте слова, подтверждающие это.

Судебный следователь, другой герой рассказа, относится к «власть имущим», он представляет государство и его закон. Дает ли автор портрет следователя? Называет ли его имя? Почему? Он лишен в рассказе человеческих черт, является лишь олицетворением судебно-правовой системы. Его речь повторяет язык казенных бумаг. Найдите в речи следователя обороты официально-делового стиля (официально-деловой стиль включает в себя слова-термины и много стандартизированных словосочетаний, а эмоционально-оценочные, личностные слова отвергает вовсе).

Таким образом, перед нами в рассказе два русских человека, говорящих на разных языках и не понимающих языка друг друга).

4. Обсуждение названия рассказа.

Как вы понимаете значение слова «злоумышленник»? Можно ли так называть Дениса Григорьева? Считает ли его злоумышленником следователь? А автор? Почему рассказ так называется?

5. Отношение автора к героям. Читаем в учебнике отрывок «А. П. Чехов» из очерка М. Горького «Литература и жизнь».

Беседа по вопросам:

а) Что мы можем сказать об отношении Чехова к проблеме рассказа «Злоумышленник» и его герою?

б) Почему при разговоре с юристом Чехов вспоминает о граммофоне? Только ли к граммофонам относятся слова: «... они же говорят и поют, ничего не чувствуя. И все у них карикатурно выходит, мертво»?

в) Чем товарищ прокурора из очерка М. Горького напоминает судебного следователя из рассказа А. П. Чехова?

г) Какие детали в очерке М. Горького показывают его отношение к «юному ревнителю правосудия»?

(Эпитет «красивенький», описание мундира: «Мундирчик на нем был новенький, и пуговицы на груди блестели так же самоуверенно и тупо, как глазки на чистеньком личике...»)

д) Как вы думаете, чем опасно наказание человека, не понимающего, за что его наказывают?

6. Завершить беседу по рассказу «Злоумышленник» целесообразно чтением его по ролям, но перед этим надо обсудить с учащимися, в чем особенность интонации произнесения реплик главными героями, как через голос передать их характер, донести комический эффект рассказа.

Например, Денис говорит хриплым голосом, с неохотой. По началу его ответы отделяют от слов следователя паузы (он вслушивается в голос следователя, пытаясь понять, чего от него хотят).

«Отродясь не врал, а тут вру... — бормочет Денис...», но после, говоря о рыбной ловле, он оживляется, даже усмехается собственным рассуждениям. Взволнованно бормочет Денис, когда произносит последний монолог.

У следователя интонация меняется от внятных официально-безликих нот до возмущения и крика, и опять возвращается к спокойной деловитости.

7. Домашнее задание. Вопрос 2.

Примечание. Размышляя над сценарием фильма, продумайте внешность, поведение, характер действующих лиц. Разделите сцену на кадры. Наметьте содержание каждого кадра, обстановку действия, его интерьер, цветовое и звуковое оформление, закадровый текст. Проведите монтаж, то есть определите последовательность, взаимосвязь и взаимопереходы кадров.

 

[1]Ожегов С. И. Словарь русского языка. М, Русский язык, 1988, с. 144.

 
Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 09.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar