Главная» 7 класс » Литература

План конспект по литературе 7 класс Урок 69 СТИХОТВОРЕНИЯ О РОДНОЙ ПРИРОДЕ. ЧТЕНИЕ И АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ И. А. БУНИНА, В. А. ЖУКОВСКОГ
09.10.2016, 10:48

Урок 69

 

СТИХОТВОРЕНИЯ О РОДНОЙ ПРИРОДЕ.

ЧТЕНИЕ И АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ И. А. БУНИНА,

В. А. ЖУКОВСКОГО, А. К. ТОЛСТОГО

 

Знания на уроке: анализ лирического стихотворения.

Повторение: эпитет, метафора, олицетворение.

Словарная работа: кроткий, благовест, благостный, каяться.

 

ХОД УРОКА

Чтение вступительной статьи в учебнике. Обратим внимание учащихся на слова: «В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем обычные времена года».

Зима в народных представлениях ассоциировалась всегда с такими понятиями, как ночь, мрак, тучи, смерть. Снега сравнивались с белым саваном (покрывало для мертвых), покрывшим землю, в которой до весны замерла (умерла) жизнь.

 

СТИХОТВОРЕНИЕ И. А. БУНИНА «РОДИНА»

 

1. Какое время года рисует поэт?

2. Какими цветовыми эпитетами сопровождаются в стихотворении следующие слова: небо (мертвенно-свинцовое), даль (сумрачная), туман (молочно-синий)? С чем связано нагнетание мрачных тонов в стихотворении?

3. Какие художественные детали подчеркивают атмосферу бесприютности, безлюдия?

(День угрюмо меркнет, нет конца лесам, далеко до деревень, то есть до людей, до тепла и света; вокруг снежная пустыня, то есть холод, одиночество).

4. Что смягчает в стихотворении ощущение безысходности? (Сравнение тумана с чьей-то кроткой печалью — введение живого, человеческого начала). Какие синонимы вы можете подобрать к слову «кроткий»? (Незлобивый, покорный, смирный, тихий).

5. Почему стихотворение Бунина названо «Родина»? (Речь идет о типичной русской зимней картине: огромные просторы, леса, снега, деревеньки, разбросанные на большом расстоянии друг от друга).

6. Понравилось ли вам стихотворение Бунина? Какие чувства вы испытываете, читая бунинские строки?

Представив учащимся репродукции с полотен Левитана, Шишкина, Ромадина, Саврасова, Ге, мы можем задать следующие вопросы:

а) Какое из прочитанных стихотворений родственно по своему настроению данной картине?

б) Какая из картин могла бы стать иллюстрацией к данным поэтическим строчкам?

в) Почему возможно сравнение произведений поэзии, живописи и даже музыки?

7. «Весна на поэтическом языке есть утро года; подобно заре, выводящей ясное солнце из темных затворов ночи, она выводит его из-за туманов зимы»[1].

Весна — пробуждение жизни. Весенние дожди даже послу жили прообразом сказочной мертвой и живой воды. Они сначала смывают остатки снега — «соединяют рассеченное тело земли», затем как бы «вливают» в нее жизнь, позволяя зазеленеть первым всходам.

 

СТИХОТВОРЕНИЕ В. А. ЖУКОВСКОГО «ПРИХОД ВЕСНЫ»

 

1. Какие приметы весны называет поэт?

2. Что такое олицетворение? Приведите пример олицетворения в данном стихотворении.

3. Объясните слово «лепет». (Лепетать — говорить неразборчиво, подобно маленькому ребенку).

 

А. К. ТОЛСТОЙ «КРАЙ ТЫ МОЙ, РОДИМЫЙ КРАЙ»

 

Славя родную землю («Гой ты, родина моя!»), А. К. Толстой восхищается ее простором, силой, могуществом.

Какие слова-образы в стихотворении ассоциируются со словом «воля» («простор»)?

(Тучи, бег коней, поле, орлиные стаи, степь, ветер).

 

А. К. ТОЛСТОЙ «БЛАГОВЕСТ»

 

Словарная работа:

Благовест — от слова «благая», то есть «добрая», «хорошая» весть — колокольный звон перед началом церковной службы[2].

Благостный — приятный, умиротворяющий, приносящий благо[3].

Каяться — 1. Исповедоваться в грехах (откровенно признаваться в чем-либо).

2. Сожалея, признавать свою ошибку, вину[4].

Отрекаюсь — отказываюсь.

Звон призывный через могилы — рядом с храмом традиционно располагается кладбище.

Обсуждение стихотворения по вопросам:

1. Чем является звон колоколов для лирического героя? (Напоминанием о «крае родимом»).

2. Какие мысли и чувства волнуют лирического героя при воспоминаниях, навеянных звоном колоколов? (Мысли о далеком детстве, когда душа была чиста, когда жизнь была полна чудесного).

3. Что роднит стихотворение А. К. Толстого «Благовест» со стихотворением «Молитва» М. Ю. Лермонтова?

(При звоне колоколов так же, как при чтении молитвы, возникает чудесное чувство освобождения от земных тягот, очищения души.)

Сравним:

 

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко —

И верится, и плачется,

И так легко, легко...

(М. Ю. Лермонтов)

 

И сердце радостно

Дрожит и тает,

Пока звон благостный

Не замирает...

(А. К. Толстой)

 

А. К. ТОЛСТОЙ «ЗАМОЛКНУЛ ГРОМ, ШУМЕТЬ ГРОЗА УСТАЛА...»

1. Какую картину из жизни природы рисует поэт?

2. К чему призывает поэт? (Увидеть красоту и не разрушить ее случайным, равнодушным прикосновением).

 

Домашнее задание. Выучить наизусть понравившееся стихотворение поэтов ХIХ века о родной природе.

 

[1]А. Н. Афанасьев. Древо жизни. М., Современник, 1993, с. 76.

[2]Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., Русский язык, 1988, с. 43.

[3]Там же, с. 44.

[4]Там же, с. 234.

 
Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 09.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar