Главная» 7 класс » Литература

План конспект по литературе 7 класс Урок 70 ЗАЧЕТ № 4. ПРОВЕРКА ГЛУБИНЫ ВОСПРИЯТИЯ СОДЕРЖАНИЯ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ[1]
09.10.2016, 10:49

Урок 70

 

ЗАЧЕТ № 4.

ПРОВЕРКА ГЛУБИНЫ ВОСПРИЯТИЯ СОДЕРЖАНИЯ

ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ[1]

 

На зачет по лирике можно вынести согласно программе следующие основные вопросы.

I. 1. Теоретический разбор вопроса о том, каковы особенности лирического рода поэзии.

2. Узнавать и называть, читая стихотворение, некоторые характерные для его автора особенности тематики и поэтического языка пейзажной лирики.

3. Умение рассказать о содержании лирических переживаний одного из изученных произведений.

 

II. 1. В поэзии В. А. Жуковского природа всегда соотносится с внутренней жизнью человека. Иногда она противостоит состоянию души человека, а иногда выражает высоту духовного подъема, прилива жизненных сил, сливаясь в едином потоке своего движения с движением чувств и мыслей лирического героя.

2. Как природа соотносится с внутренним миром лирического героя в стихотворении «Приход весны»? Какие чувства художественной выразительности используются автором в этом произведении? Каков поэтический пафос стихотворения?

 

III. В. Я. Брюсов — мастер городского пейзажа. И в этом особенность его пейзажной лирики. В его поэзии природа в городе прекрасна. Но она приобретает могущественного соперника в красоте в лице самого города. Город выступает двойником самой природы.

Задание. Как эта особенность поэзии В. Я. Брюсова реализуется в стихотворении «Первый снег»?

1. Каков образно-лексический ряд, утверждающий на равных красоту города и природы?

2. Как природа соотносится с внутренним состоянием лирического героя?

3. Какие средства художественной выразительности использованы автором?

4. Какое новое отношение к природе в сравнении со стихотворением В. А. Жуковского выражено в стихотворении В. Я. Брюсова?

Подчеркивается новое мироощущение поэтов ХХ века — в утверждении превосходства человека над природой, возможности соперничать с ней. («Мир очарований», «мир из серебра» выступает как общее творение человека и природы).

 

IV. С. А. Есенин — продолжатель традиций великого Пушкина в создании национального пейзажа — картин природы, характерных для среднерусской полосы.

В пейзажной лирике Есенина часто мотивы грусти, заброшенности перебиваются контрастом, включающем яркие краски, настроение радости, ощущение силы.

Русский пейзаж у Есенина так же многообразен, как и широк русский характер, сложен мир души русского человека. Есенин по- своему изображает мир: в запахах, ощущениях, цветных картинах. Даже небо он сравнивает с привычными для жизни людей явления ми и предметами. Есенин очеловечивает деревья, создает их портретные подробности. Его любимый пейзажный мотив — мотив дороги, единства пути лирического героя с родным краем, родиной.

Задание. Отметить характерные черты пейзажной лирики Есенина в стихотворении «Топи да болота...» Какими чувствами проникнуты переживания лирического героя? Какие средства художественной выразительности использованы автором? Каков образно-лексический ряд, выражающий верность лирического героя своему «краю»?

 

V. Федор Сологуб (Тетерников Федор Кузьмич, 1863—1927).

Его пейзажи — бедные красками, скудные, серые. Он подчеркивает одиночество человека на земле. Но пустота и запустение в родных местах вызывают у лирического героя Ф. Сологуба не только грусть, но и воодушевление. Ему хочется обрести себя, свой дом (то есть свое место в мире, понять смысл жизни, найти дорогу в жизни).

Задание. Отметить характерные для пейзажной лирики Ф. Сологуба черты в стихотворении «Забелелся туман за рекой...» Какими чувствами и мыслями проникнуты переживания лирического героя? Каков образный ряд, раскрывающий единство жизни лирического героя с миром родной природы и своей Родиной? Какие средства художественной выразительности использованы в стихотворении?

 

VI. Н. А. Заболоцкий (1903—1958).

Пейзажная лирика Николая Алексеевича Заболоцкого утверждает мысль об особом положении человека в мире: человек не только порождение природы, но и выражение ее высшей духовной организации. Человек мысль природы, а без мысли природа тоскует.

Задание. Выделить характерные для пейзажной лирики Заболоцкого черты в стихотворении «Я воспитан природой суровой...» Какими мыслями и чувствами проникнуты лирические переживания героя? Какие средства художественной изобразительности использованы автором? Какое место в мире занимаетлирическое «я»? (Природа несовершенна без человека. Типично для мироощущения поэта ХХ века).

 

VII. Рубцов Николай Михайлович (1936—1971) — талантливейший поэт-пейзажист.

Для лирики Рубцова характерна слитность его лирического «я» с русской природой. Герой не уходит в природу, а живет постоянно в ней. Его душа открывается и на шум деревьев, и на увядание цветов, и на робкий луч солнца. Он и сам готов бытьтем, что его окружает.

Писал в русле есенинских традиций о «родной деревне».

Основной образ поэзии Рубцова — движение сквозь туманное или дремлющее пространство Родины, движение как воз вращение, память, верность родному краю.

Задание. Отметить характерные черты пейзажной лирики Рубцова в стихотворении «Тихая моя Родина». Какими чувства ми и мыслями проникнуты лирические переживания героя? Какое место в мире занимает лирическое «я»? Каков образно-лексический ряд, раскрывающий неразрывную связь лирического героя с русской природой, Родиной? Какие средства художественной выразительности использованы автором?

 

Домашнее задание.

1. Прочитать I главу повести М. Горького детство».

2. Отметить все, что говорит рассказчик о бабушке Акулине Ивановне.

 

[1]Предлагаемый здесь материал может быть использован также при изучении поэзии ХХ века.

 
Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 09.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar