Главная» 7 класс » Литература

План конспект по литературе 7 класс Урок 71 М. ГОРЬКИЙ. О ПИСАТЕЛЕ. ПОВЕСТЬ «ДЕТСТВО» (1 ГЛАВА), ЕЕ АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР. ЗНАКОМ
09.10.2016, 10:49

Урок 71

 

М. ГОРЬКИЙ. О ПИСАТЕЛЕ.

ПОВЕСТЬ «ДЕТСТВО» (1 ГЛАВА), ЕЕ АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ

ХАРАКТЕР. ЗНАКОМСТВО С ГЕРОЯМИ — АЛЕШЕЙ, МАТЕРЬЮ,

БАБУШКОЙ. ПЕРВЫЕ ДЕГСКИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ.

ПУТЕШЕСТВИЕ НА ПАРОХОДЕ

 

Знания на уроке: автобиографический характер повести.

Повторение: понятие «повесть».

 

ХОД УРОКА

I. Слово учителя о том, что содержанием последующих уроков будет работа над автобиографической повестью М. Горького «Детство».

Отрывки из воспоминаний о писателе и его письма учащиеся прочитают по учебнику-хрестоматии для 7 класса.

 

II. Повторение понятия «повесть» в сопоставлении с понятиями рассказ» и «роман». Напомним, что повесть — это повествовательное произведение с сюжетом менее сложным, чем в романе, и обычно меньшее по объему[1]. В отличие от рассказа сюжет повести состоит из нескольких цепей событий.

 

Особенность этой повести в том, что она автобиографическая. Писатель рассказывает о своих детских воспоминаниях, о людях, окружавших его, передает свое восприятие событий. Повесть написана от первого лица, авторское «я» — это Алеша Пешков, он и автор, и повествователь.

 

III. С самого начала повести мы сталкиваемся с некой двойственностью. Происходящие события (смерть отца, отчаяние матери, рождение маленького братика Максима, а потом его смерть) не укладываются в сознании ребенка. Какой отклик находят эти события в душе Алеши? Для ответа на этот вопрос учащиеся по ролям прочитают отрывок — разговор Алеши с матросом:

— Что, отошел братишка-то? — сказал он, наклонясь ко мне.

— А ты кто?

— Матрос.

— А Саратов кто?

— Город...

до слов матроса:

— Эх, брат, ничего ты еще не понимаешь! Лягушек жалеть не надо, господь с ними! Мать пожалей, — вон как ее горе ушибло!

Вот ключевое слово, передающее то, что случилось в семье героя, — горе. Неожиданная смерть отца в Астрахани, где мать с отцом были счастливы, куда убежали из мрачного каширинского дома, а теперь положение вдовы — алешиной матери — таково, что она вынуждена вернуться с сыном опять туда, откуда когда-то убежала. Не понимая горя матери, Алеша боится ее, и ему кажется, что это же чувство испытывает и бабушка.

 

IV. Обратимся к домашнему заданию.

В I главе учащиеся должны были собрать материал о бабушке Акулине Ивановне. Какой же представляем мы бабушку Алеши? Какая главная черта определяет ее характер? Она добрая, хочет помочь, утешить.

Какие особенности ее внешности показывает автор? Круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом; она вся черная, мягкая и удивительно интересная». Бабушка необыкновенно талантливый человек. Как автор пишет об этом вI главе? «Говорила она как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные... Вся она — темная, но светилась изнутри — через глаза — неугасимым, веселым и теплым светом...»

Как бабушка рассказывает сказки? — «... говорит, точно поет, и чем дальше, тем складней звучат слова».

Бабушка везет свою овдовевшую дочь и внука домой, в Нижний Новгород, они плывут по Волге на пароходе, и эта традиционная для русской литературы тема дороги поворачивается еще одной гранью. Для алешиной матери эта дорога — путь назад, в тяжелое прошлое, к постылой семье. Она отчуждена от всех, погружена в свое горе. Для бабушки — возможность хоть на какое-то время забыть о том, что ждет ее дома. Пусть хоть на короткое время, но она счастлива.

— Ты гляди, как хорошо-то! — ежеминутно говорит бабушка, переходя от борта к борту, и вся сияет, а глаза у нее радостно расширены.

А для Алеши? Этот путь по Волге — прекрасное мгновение жизни. «Каждый час все вокруг ново, все меняется. Серовато синяя вода, зеленые горы — как пышные складки на богатой одежде земли… золотой осенний лист плывет по воде». Для Алеши эта дорога — путь к какой-то иной, новой, незнакомой жизни, к будущему, дорога надежды.

Оправдались ли эти надежды? Какой увидел семью Кашириных Алеша? Почему бабушка называет свою семью «неумным племенем»?

На эти вопросы мы ответим на следующем уроке.

 

Домашнее задание.

1. Читать главу II.

2. Индивидуальные задания по II главе:

а) причины вражды «всех со всеми»;

б) история с наперстком;

в) порка детей;

г) воспоминания Василия Каширина о своей жизни.

3. Индивидуальное задание по VI главе.

Итог жизни деда Каширина (война, в которой не может быть победителя).

 

 

[1]Словарь русского языка. В 4 томах. Т. III, М., Русский язык, 1983, с. 158.

 
Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 09.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar