Главная» 7 класс » Литература

План конспект по литературе 7 класс Урок 75 М. ГОРЬКИЙ «ЛЕГЕНДА О ДАНКО». ОТРЫВОК ИЗ РАССКАЗА «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ». ПОДВИГ ВО ИМЯ ЛЮДЕЙ
09.10.2016, 10:50

Урок 75

 

М. ГОРЬКИЙ «ЛЕГЕНДА О ДАНКО».

ОТРЫВОК ИЗ РАССКАЗА «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ».

ПОДВИГ ВО ИМЯ ЛЮДЕЙ

 

Знания на уроке: сюжетное сходство и различия в произведениях, поступок литературного героя и его нравственный мотив, легенда.

Словарная работа: библейские мотивы, консерватизм сознания, разочарование.

 

ХОД УРОКА

1. Рассказ «Старуха Изергиль» написан в 1895 г. Тема рассказа — о смысле человеческой жизни, о том, что такое человеческое счастье.

Старуха-молдаванка по имени Изергиль рассказывает легенду о юноше Данко. В основе этой легенды — библейская история о том, как Моисей выводил израильский народ из Египта. О выходе израильтян из Египта имеет смысл рассказать учащимся.

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно было расставаться с насиженными местами.

Составились длинные обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине сделалось сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода.

Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер[1].

 

II. Обратимся к тексту легенды о Данко.

1. В чем сходство сюжетов библейской истории и легенды о Данко?

Моисей и Данко действуют в сходных обстоятельствах — выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. В том и другом случае путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются с потерей веры людей в свое спасение.

2. Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории?

Моисей во всем опирается на помощь Бога, потому что исполняет Его волю. Господь вмешивается, когда видит, что люди его ослушались: наказывает израильтян, только после испытаний выводит на путь к обещанной земле.

Данко сам вызывается спасти людей, ему никто не помогает, он сам сумел сплотить и повести дальше охваченных злобой и неверием людей[2].

1. Определить художественное значение сюжетных несовпадений легенд.

2. Найти в рассказе Горького объяснение главной причины, почему сильные люди «не могли пойти биться насмерть» с врагами.

3. Необходимо подумать о том, насколько правы люди в стремлении сохранить «заветы» даже ценой отказа от воли. Рассматривалась ли возможность идти вперед?

Вывод о том, что люди консервативны, оправдывают свою нерешительность и безответственность перед поколениями тем,что они вынуждены бездействовать ради сохранения для них «заветов».

В ситуации, когда дороги назад нет, а дорога вперед внушает страх, появляется Данко.

1. Проследить по тексту, как в пути складывались отношения между Данко и толпой.

2. Объяснить, почему люди «посмотрели на него и увидели, что он лучший из них». Из текста видно, что настроение толпы объясняется порывом, желанием снять ответственность с себя, слепая вера в то, что Данко один справится с возможными трудностями.

3. Найти в тексте объяснение, почему они «стали роптать на Данко».

Отметим, что в раздражении толпа, ранее поклонявшаяся Данко, теперь разочарована. Им кажется, что он даже в чем-то уступает многим («молодой и неопытный»).

4. Найти в тексте объяснение, почему люди в «гневе обрушились на Данко».

Оказалось, что Данко, «который шел впереди их», вызывал раздражение, так как «стыдно было сознаться в бессилии». И снова люди лгут себе: «стали они упрекать его в неумении управлять ими».

5. Какие чувства испытывает Данко к людям?

Проследить по тексту: «вы только шли», «вы шли, как стадо овец», «в его сердце вскипело негодование», «но от жалости к людям оно погасло», «вспыхнуло огнем желания спасти их». Данко сумел усмирить свою гордыню. Чувство любви к миру и людям в нем победило. Он умирает счастливым, с сознанием вы полненного долга, с чистой совестью.

6. Как проявляют себя люди по отношению к герою?

«...радостные и полные надежд ... не заметили смерти...» Данко, не осознали, какой ценой смельчак добился того, что они пришли «на свободную землю». Они еще переживают свои испытания в пути, в них еще живы прежние страхи. Поэтому «один осторожный человек... наступил на гордое сердце ногой...» Но со временем народ воздает должное своим героям: «голубые искры» памяти о них живут в его сознании вечно.

 

Домашнее задание. Устное сочинение «Голубые искры» на родной памяти» (по легенде о Данко).

 

[1]Моя первая священная история. М., Милосердие, 1990.

[2]Использованы идеи, описанные В. Н. Пименовой в кн. Заложник своей судьбы. М., А/О Бюро Денди, 1992.

 
Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 09.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar