Главная» 7 класс » Литература

План конспект по литературе 7 класс Урок 81 Ф. АБРАМОВ «О ЧЕМ ПЛАЧУТ ЛОШАДИ». НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАССКАЗА
09.10.2016, 10:52

Урок 81

 

Ф. АБРАМОВ «О ЧЕМ ПЛАЧУТ ЛОШАДИ».

НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАССКАЗА

 

Знания на уроке: повторение понятия о рассказе, антитезе.

Словарная работа: нравственное содержание произведения, свободомыслие автора, подвижник, свобода творчества.

 

ХОД УРОКА

I. Работа над статьей из учебника «Ф. А. Абрамов».

1. Найти в тексте статьи цитаты, показывающие на сложную литературную судьбу писателя. Как понять выражения: «Меня били», «...подвергали разносной и проработочной критике»?

2. Какова главная тема творчества Ф. Абрамова?

 

II. Рассказ «О чем плачут лошади».

Задание. Прочитать описание луга в начале рассказа.

1. Какими мыслями и чувствами рассказчика проникнуто описание природы?

Учащиеся обращают внимание на то, что родная природа в восприятии рассказчика ассоциируется с самым чудесным временем в жизни человека — детством.

2. Как ощущает себя рассказчик в мире природы? О чем говорит воспоминание о детстве, стоящее в одном ряду с воспоминанием о «мире пахучих трав, стрекоз... и лошадей»? Уважительное отношение к природе, единство существования с нею утверждается как норма жизни людей.

3. Какими «разноречивыми чувствами» проникнуто описание пасущихся на лугу лошадей? Как и с какой целью «разноречивость чувств» подчеркнута антитезой повествования в этом эпизоде?

«Особо-лошадиная красота луга» дается в резком контрасте с тем, как лошади «постоянно томились, умирали от жажды...», что вызывает у читателя соответствующую реакцию на отношение людей к животным.

4. Какое нарождающееся в сознании людей отношение к миру отражает их повсеместное увлечение небывалыми кличками — Идея, Звезда, Победа и т. д.?

Как автором подчеркивается через описание внешнего вида Рыжухи и истории лошадиной жизни в русской деревне несостоятельность новых убеждений?

Новые клички выражали устремления народа в короткий срок достичь результатов («побед») ценой разрушения векового уклада русской жизни в деревне, естественного течения жизни человека в окружающем его мире. Разрушая этот мир, человек приносил страдание и самому себе и всему живому вокруг себя.

5. Какое нравственное содержание имеет история гибели Карька «на лесном фронте»? Подчеркивается единство судьбы человека и окружающей его природы, которая продолжает нести ему помощь и поддержку.

6. Почему «лошадиная жизнь» Карька и Рыжухи вызывает у рассказчика чувство глубокой тоски? Каким смыслом автор наполняет слова рассказчика: «... я вдруг стал понимать, что я совершил что-то непоправимое, страшное...»

 

III. Вспомним, что произведение написано в жанре рассказа. В основе сюжета рассказа — одно или несколько событий из жизни человека, как правило, определяющих его судьбу. Рассказчик тоже определился в своей судьбе: «И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из той же лошадиной породы...»

Как истолковать эти слова?

Насилие над природой приводит к озверению одних (конюха Миколки) и к прозрению других (рассказчика).

Очеловечивая страдающих животных, автор по контрасту показывает утерявших человеческое в себе людей.

 

 
Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 09.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar