Главная» 7 класс » Литература

План конспект по литературе 7 класс Урок 82 РАННИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ В. МАЯКОВСКОГО КАК ОТРАЖЕНИЕ ДУШИ ПОЭТА. «ПОСЛУШАЙТЕ!», «ХОРОШЕЕ ОТНО
09.10.2016, 10:52

Урок 82

 

РАННИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ В. МАЯКОВСКОГО

КАК ОТРАЖЕНИЕ ДУШИ ПОЭТА. «ПОСЛУШАЙТЕ!»,

«ХОРОШЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛОШАДЯМ»,

«СКРИПКА И НЕМНОЖКО НЕРВНО...».

 

Знания на уроке: одиночество как главная тема ранней лирики Маяковского.

Повторение: лирическое стихотворение.

Словарная работа: метафора, «лесенка», «крылатые слова» (афоризмы).

 

ХОД УРОКА

I. Имя Маяковского хорошо знают все. Так же, как и площадь Маяковского и памятник на этой площади. В Москве есть станция метро «Маяковская», театр имени В. В. Маяковского. На карте Грузии можно увидеть город Маяковский (бывшее село Багдади — родина поэта).

Но что мы знаем о Маяковском — поэте и человеке? Когда он жил? О чем писал? Кто и почему заботился об увековечении его памяти?

В. Маяковский родился в 1893 году в селе Багдади в Грузии. Отец — лесничий. Мать воспитывала троих детей (кроме Владимира — две сестры Оля и Люда). Семья жила необыкновенно дружно. Гимназист Володя радовал всех отличными успехами в учебе. Будущее представлялось исключительно радостным и счастливым. Вдруг в одночасье умирает отец от заражения крови (сшивая бумагу, уколол руку булавкой). В тринадцать лет гимназист четвертого класса Володя Маяковский становится главой семьи. На семейном совете было принято решение продать имущество и ехать в Москву.

1906 год. Москва бурлит революционными событиями. Учиться почти невозможно. Цены немыслимые. Семья живет впроголодь. Но эти — внешние трудности — общие у всего народа. Они переживаемы. Сложнее другое.

«Столбовой дворянин» по рождению, любимец семьи, отличник в гимназии, он вдруг оказался в «адище» огромного города; вне семейной крепости, друзей, родительской опеки. Одиночество, незащищенность оказались страшным потрясением юности и незаживающей раной, сопутствующей ему всю жизнь.

Он и в революцию пришел от внутренней потребности при построении нового мира избавиться от собственного одиночества.

 

Это время гудит

телеграфной струной,

это

сердце

с правдой вдвоем.

Это было

с бойцами,

или страной,

или

в сердце

было

моем.

 

В этих словах — поэтическая биография Маяковского. Ему суждено было воспеть все трудности и победы, выпавшие на долю нашей страны в первые послереволюционные годы. Но это будет потом: стихи, поэмы, пьесы, поэтические вечера, выставки плакатов, прижизненная слава и бесконечные споры вокруг его имени.

Нам же сегодня предстоит познакомиться с ранней лирикой В. Маяковского.

Лирика Маяковского отличается от привычных нам стихотворений ХIХ века. Новое время — ХХ век — эпоха коренной переделки мира, затронувшей и поэзию. «Рубленый» стих, «лесенка», необычные метафоры. И все же это — лирика с ее страстным желанием раскрыть собственную душу.

 

II. «Хорошее отношение к лошадям» (читает учитель).

1. О чем это стихотворение? (О человеческом сочувствии живому существу, попавшему в беду и заплакавшему среди улюлюкающей толпы).

2. Какое свойство своей души приоткрывает лирический герой Маяковского в обращении к лошади? (Нежность, неловкость — подсмотрел чужие слезы, неуклюжее желание помочь, утешить, ободрить).

3. Какие слова поэт нашел для выражения своего со-чувствия, со-переживания? («Все мы немного лошади»). Как вы их понимаете? (Все мы — живые. И каждый из нас знает, что такое боль).

 

III. «Скрипка и немножко нервно».

Сюжет стихотворения фантастичен, нереален. А что реально? (плач скрипки, одиночество человека, невозможность найти понимание в грубой, равнодушной толпе).

Трагедия одиночества — главная тема ранней лирики Маяковского. С ней он пришел в литературу. Звучала ли эта тема в предыдущем стихотворении? (Да. Поэт один из толпы заметил слезы лошади, оказался способным почувствовать чужую боль).

 

IV. «Послушайте!»

1. Почему человека всегда притягивали звезды? (Они разрывают мрак ночи, черноту, одиночество, роднят с кем-то неизвестным, тоже вдруг в этот миг взглянувшим на звезды).

Таким образом, боль от беззвездного неба оказывается болью одиночества. Какие строчки подчеркивают эту боль, де лают ее ощутимой для читателя? («надрываясь», «врывается к богу», «не перенесет беззвездную муку», «ходит тревожный, но спокойный наружно»).

2. Какая фраза этого стихотворения стала крылатой? («Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно»). Что она означает? (В мире все важно, все ценно, ничто не случайно: ни далекая звезда, ни страдания близкого человека).

 

V. Домашнее задание.

«В творческой лаборатории В. Маяковского» —прочитать.

Выразительное чтение стихотворения «Хорошее отношение к лошадям», его анализ.

 
Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 09.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar