Главная» 7 класс » Литература

План конспект по литературе 7 класс Урок 83 В. МАЯКОВСКИЙ «НЕОБЫЧАЙНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ, БЫВШЕЕ С ВЛАДИМИРОМ МАЯКОВСКИМ ЛЕТОМ НА ДАЧЕ». ПРЕ
09.10.2016, 10:52

Урок 83

 

В. МАЯКОВСКИЙ «НЕОБЫЧАЙНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ,

БЫВШЕЕ С ВЛАДИМИРОМ МАЯКОВСКИМ

ЛЕТОМ НА ДАЧЕ». ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МАЯКОВСКОГО

О РОЛИ ПОЭЗИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. РИТМ, ЛЕКСИКА, ТРОПЫ

(СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ)

В СТИХОТВОРЕНИИ В. МАЯКОВСКОГО

 

Знания на уроке: Маяковский о роли поэзии в жизни людей.

Повторение: реальное и фантастическое; метафоры.

Словарная работа: неологизмы, разговорная лексика, просторечия, прямое и переносное значение слов.

 

ХОД УРОКА

1. Чтение и обсуждение стихотворения В. Маяковского «Необычайное приключение...»

С самого заглавия читатель попадает в атмосферу то ли сказки, то ли шутки. В начале стихотворения нет почти ничего необычного: картина русской деревни, закатный вечер. Но что-то необычайное подкарауливает нас уже здесь. Что же? Немыслимый, фантастический свет (в сто сорок солнц!), да и жара подогревает интерес.

И вот едва заметный поворот в повествовании («Что я наделал? Я погиб!»), и начинается фантастическое, хотя и окруженное вполне бытовыми деталями, действие.

Что фантастично? Сюжет, повествующий о том, как солнце гостит у поэта.

Какими реальными штрихами обрисована их встреча? (Солнце ввалилось, дух переводя, заговорило басом; поэт, спасаясь от жары, садится на уголок скамьи; на столе — чай, самовар, варенье).

Диалог и авторская речь насыщены разговорной лексикой. Докажите. («Ну что ж, садись, светило...», «черт дернул», «что-де заела РОСТА»).

Зачем в художественном произведении нужны просторечия? Они создают атмосферу живой разговорной речи, диалога.

Поэт искусно обыгрывает омонимы:

 

Чем так, без дела заходить,

Ко мне на чай зашло бы.

 

Есть ли еще такие пары? Да:

 

Гоню лучи — гони варенье.

 

2. Что мы можем сказать о героях стихотворения?

Солнце — большое, сильное, добродушное, работящее. Поэт — поначалу уставший, раздраженный, но тоже сильный и добрый, ценящий труд и умеющий трудиться.

Что их объединяет? Оба великие труженики.

За бытовым планом стихотворения проступает другой — очень серьезный: подобно солнцу, слово поэта освещает темные закоулки жизни, борется со всем, что держит человека в порабощении и мраке.

 

Светить всегда,

светить везде, д

о дней последних донца,

светить —

и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой —

и солнца!

 

3. Лексический анализ стихотворения. Составление таблицы.

 

Лексическая группа слов

Примеры из стихотворения

Цель употребления

Разговорная лексика, просторечия.

Шляться, дармоед, ввалилось, дух переведя, чай гони, черт дернул.

Признак разговорной речи, живого, свободного диалога.

Неологизмы, созданные в результате словотворчества Маяковского.

Горбил, занежен, взорим, вспоем, сонница, трезвонится.

Более точное, конкретно-видимое изображение событий.

Слова, употребленные в переносном значении.

Кривился крыш корою, двустволка солнц.

Метафоры подчеркивают шуточный аспект стихотворения, создают неожиданные повороты образности.

 

Вопросы по таблице:

1. Чем интересен поэтический словарь Маяковского?

2. Определите лексическое значение неологизмов Маяковского.

 

III. Прежде чем дать возможность учащимся самим прочитать вслух стихотворение, необходимо использовать статью в учебнике «В творческой лаборатории В. Маяковского».

Чтение стихотворения учащимися.

 

IV. Домашнее задание. Вопросы 1—4.

 
Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 09.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar