Главная» 7 класс » Литература

План конспект по литературе 7 класс Урок 84 ПЕСНИ ОГНЕННЫХ ЛЕТ. ТЕКСТЫ СТИХОТВОРЕНИЙ В. ЛЕБЕДЕВА-КУМАЧА, А. СУРКОВА, М. ЛИСЯНСКОГО, М.
09.10.2016, 10:53

 

Урок 84

 

ПЕСНИ ОГНЕННЫХ ЛЕТ. ТЕКСТЫ СТИХОТВОРЕНИЙ

В. ЛЕБЕДЕВА-КУМАЧА, А. СУРКОВА, М. ЛИСЯНСКОГО,

М. МАТУСОВСКОГО, В. ХАРИТОНОВА

 

Оборудование к уроку: фонозаписи песен военных лет, тексты стихотворений В. Лебедева-Кумача «Священная война», А. Суркова «В землянке», М. Лисянского «Моя Москва», М. Матусовского «На безымянной высоте», В. Харитонова «День Победы».

Опережающее домашнее задание: доклады об истории создания песен по карточкам-информаторам 1—5.

Материалы к теме: Сидоровский Л. И. И только потому мы победили... Очерки. Л., 1985.

 

Карточка-информатор № 1. «Священная война»

 

22 июня 1941 года в четыре часа утра первые бомбовые удары нарушили мирный сон российских городов. Началась Великая Отечественная война. А через несколько дней по радио прозвучала, пожалуй, самая суровая и самая яркая из всех военных песен, когда-либо сложенных людьми. Написали ее композитор Александр Васильевич Александров и поэт Василий Иванович Лебедев-Кумач и называлась эта песня «Священная война»:

 

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна!

Идет война народная,

Священная война!

 

Песню исполнил Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии, который сейчас носит имя автора «Священной войны».

Борис Александрович, сын композитора, вспоминал:

«Стихотворение Василия Ивановича Лебедева-Кумача было напечатано в газетах на третий день войны. Песня починилась очень быстро, на одном вздохе... В Москве тогда оставалась лишь одна группа ансамбля, три другие уже выступали на фронте.

В эту группу Александр Васильевич и принес новую песню. Понравилась она сразу, разучили ее быстро и впервые исполнили на Белорусском вокзале... Вокзал был заполнен бойцами. В походном снаряжении они сидели на скамейках, чемоданах, дымили махоркой — у каждого своя дума... Сначала нас никто не заметил. Но вот — первые такты песни... Знаете, об успехе можно судить не только по аплодисментам. Весь вокзал словно замер. Я стоял рядом с хором и видел, как слушатели буквально впитывали в себя звуки. И вдруг встает один, другой, третий... Все! А потом тишина. Пауза какой-то немыслимой тишины — и шквал. Требовали: «Еще!» Исполнили еще раз, потом третий, четвертый...»

Настанет время — и критики назовут эту песню музыкальной эмблемой Великой Отечественной. А для первых слушателей это была просто песня. Может быть, самая последняя в их жизни. И мурашки бегали по коже от сурового пафоса, вобравшего в себя и горечь, и боль, и гнев людей, переплавленные в неукротимую силу отпора, в то, что поэт так точно назвал «яростью благородной».

 

Не смеют крылья черные

Над Родиной летать,

Поля ее просторные

Не смеет враг топтать!

 

Вопросы:

1. Как вы думаете, какие строчки были особенно близки людям, услышавшим эту песню перед отправлением на фронт?

2. В чем, по-вашему, патриотический пафос стихотворения? (Патриотизм — преданность и любовь к своему Отечеству[1]. Пафос — страстное воодушевление, подъем, энтузиазм[2].

3. Как вы понимаете значение словосочетаний: «священная война» и «благородная ярость»?

 

Карточка-информатор № 2. «В землянке»

 

Эта песня сразу же, безоговорочно была принята — и сердцем солдата, и сердцами тех, кто ждал его дома. А стихотворение, из которого она родилась появилось, в общем-то случайно. Поэт Алексей Сурков написал жене с фронта шестнадцать «домашних» строк. Написал в сорок первом, в конце ноября, под Истрой, после очень трудного дня, когда пришлось пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков.

Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы в феврале сорок второго не пришел во фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не стал просить «чего-нибудь, на что можно написать песню». «Чего-нибудь» не оказалось. И тут Сурков, на счастье, вспомнил о стихах, отправленных домой, разыскал их в блокноте и, переписав, отдал Листову.

Через неделю композитор вновь появился в редакции, попросил у фотографа Миши Савина гитару и запел:

 

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

 

Все свободные от работы по выпуску номера слушали, затаив дыхание...

И песня «пошла». По всем фронтам — от Севастополя до Ленинграда и Полярного. Правда, некоторым блюстителям фронтовой нравственности показалось, что строки: «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага» — упаднические, «разоружающие». Просили и даже требовали про смерть вычеркнуть или отодвинуть ее от окопа подальше. Но портить песню было уже поздно. О том, что с песней «мудрят», дознались на фронте, и однажды Сурков получил письмо от шести танкистов-гвардейцев. Танкисты писали: «Мы слышали, что кому-то не нравится строчка «до смерти четыре шага». Напишите для этих людей, что до смерти четыре тысячи английских миль, а нам оставьте так, как есть: мы-то знаем, сколько до нее, до смерти».

Конечно же, сугубо личные строки Суркова совсем не случайно стали популярнейшей песней войны, одной из наивысших лирических удач всей фронтовой поэзии. Уже с первых дней Великой Отечественной поэт почувствовал:солдатское сердце ищет не только лозунга и призыва, но и ласкового, тихого слова, чтобы разрядиться от перегрузки всем тем страшным, что обрушивала на него жестокая действительность.

Люди воспринимали не только смысл стихотворения, но и весь вложенный в него жар сердца, пульсацию крови, волнение, надежду, любовь...

Вот почему если бывшие фронтовики поют про землянку, то даже сегодня они не жалеют для этой песни сердца и не стыдятся слез.

 

Вопросы:

1. В чем секрет любви многих поколений, в том числе и не военных, к песне на стихи А. Суркова?

2. Проследите по тексту стихотворения, какое пространство «близкое» и «дальнее» окружает лирического героя. Опишите «близкое» пространство. Что в «дальнем» пространстве сулит опасность и что оберегает от нее?

3. Какое прямое и символическое значение имеет слово «вьюга» в последнем четверостишии?

 

Карточка-информатор № 3. «Моя Москва»

 

Немало хороших песен сложено о нашей столице — и про то, как «утро красит нежным светом стены древнего Кремля», и про то, что «друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве». Писали их, как правило, москвичи. А слова другой песни, одной из самых проникновенных, сочинил не москвич. Сочинил человек, который Москву защищал.

Родился Марк Лисянский у Черного моря, детство и юность провел в Николаеве, потом жил в Ярославле, откуда и ушел на фронт, воевал в Ярославской дивизии. В очень трудное время осенью сорок первого, в блокнот легли строчки стихотворения «Моя Москва»:

 

Я по свету немало хаживал,

Жил в землянке, в окопах, в тайге,

Похоронен был дважды заживо,

Знал разлуку, любил в тоске.

Но всегда я привык гордиться,

И везде повторял я слова:

Дорогая моя столица,

Золотая моя Москва!

 

Младший лейтенант Лисянский ехал тогда через столицу на фронт, грузовик остановился на площади Пушкина, у вывески: «Редакция журнала «Новый мир». Попросив шофера минутку подождать, младший лейтенант взбежал по лестнице, отдал секретарше стихотворение, начинавшееся строкой: «Я по свету немало хаживал», и поспешил вниз. Стихи были опубликованы в 10—11 номере журнала, вышедшем в декабре сорок первого. Увидев стихи, композитор Дунаевский тут же, прямо на полях журнала написал ноты. Вскоре молодой поэт услышал по радио песню. Песню о Москве.

 

Мы запомним суровую осень,

Скрежет танков и отблеск штыков,

И в веках будут жить двадцать восемь

Самых храбрых твоих сынов.

И врагу никогда не добиться,

Чтоб склонилась твоя голова,

Дорогая моя столица,

Золотая моя Москва!

 

Она звучит и сегодня, песня о сыновней любви к сердцу нашей Родины, песня о том, что никогда никакой враг не вступит на московские улицы. А ведь когда поэт писал об этом, фашисты могли рассматривать московские улицы в бинокль... Тем дороже нам песня, полная такого пронзительного лиризма, такой силы. И именно там, где враг был остановлен, именно там, где ему дали смертный бой, поднялся теперь памятник, на котором отчеканены слова из этой светлой и мужественной песни. Песни, ставшей Гимном Москвы.

 

Вопросы:

1. Какие приметы вместил в себя облик Москвы?

2. Какие страницы истории прочно сжились с обликом Москвы?

3. Почему лирический герой противопоставляет гордость за Москву своей личной истории?

(История лирического героя, переданная в первых четырех строчках стихотворения, высока и трагична. Но она лишь частица того великого, что вместила в себя история страны, символом которой стал город-герой Москва).

 

Карточка-информатор № 4. «На безымянной высоте»

 

Это было в начале шестидесятых годов. На «Мосфильм» снимался фильм «Тишина» по роману Юрия Бондарева. Главная песня фильма о тех, кто не вернулся с полей сражений, была заказана композитору Вениамину Баснеру и поэту Михаилу Матусовскому. Оба знали войну не понаслышке:Баснер служил в артиллерии, потерял близких; Матусовский работал в редакции фронтовой газеты, был ранен.

Лишь картина вышла на экран, как тревожный, суровый мотив подхватили тысячи, миллионы голосов:

 

Дымилась роща над горою,

И вместе с ней горел закат...

Нас оставалось только трое

Из восемнадцати ребят.

Как много их, друзей хороших,

Лежать осталось в темноте —

У незнакомого поселка

На безымянной высоте.

 

Неудержимой рекой хлынули письма от бывших фронтовиков, и каждый уверял авторов, что это — именно из его биографии, именно о его высоте, только бойцов там, мол, было не восемнадцать, а другое количество. Между тем Матусовский отлично помнил, как коллега из фронтовой газеты рассказывал ему именно о восемнадцати сибиряках. И вот однажды — весточка от полковника Плотникова:он нашел имена тех героев-сибиряков, всех восемнадцати, только в живых из них осталось, оказывается, не трое, а двое, и с ними даже можно встретиться — Герасим Ильич Лапин живет в Донецке, а Константин Николаевич Власов в Новосибирске.

Вскоре встреча состоялась — в Москве, на «Голубом огоньке». Обнялись солдаты, поэт, композитор... И узнали люди, что бой тот был под поселком Бетлицы, на Калужской земле.

 

Вопросы:

1. Как в сознании лирического героя соединяются трагические картины войны и тревожные картины жизни природы?

2. Какие строчки стихотворения позволяют эпизод конкретного боя возвести до обобщающей картины войны?

 

Карточка-информатор № 5. «День Победы»

 

Песня «День Победы»появилась на свет спустя три десятилетия после того, как отгремели последние залпы Великой Отечественной. Поэт Владимир Гаврилович Харитонов рассказывал:

— Давно мечтал об этой песне. Но все не находилось главной строчки, которая бы определила весь ее настрой. И вдруг однажды вырвалось: «Это радость со слезами на глазах...» Да, конечно же, именно это самое главное! И тут же, сразу, буквально на одном дыхании написал весь припев.

А потом надо было найти начало песни. Я ходил по комнате и вспоминал, вспоминал... Как в двадцать лет стал курсантом пехотного училища и как через год на Волоколамском шоссе рядом с панфиловцами мы сдерживали фашистскую орду... Думали ли мы, мечтали ли тогда о победе? Конечно. Но как бесконечно далеко до нее в ту пору было. Сколько крови, сколько дорогих могил было еще впереди...

 

День Победы, как он был от нас далек,

Как в костре потухшем таял уголек...

Были версты обгорелые в пыли, —

Этот день мы приближали, как могли.

 

«Этот день мы приближали, как могли...» — совсем не случайно я повторил эту строчку в песне трижды, сделал ее рефреном еще в запеве. Потому что эта мысль для меня очень важна: ведь именно так было с каждым моим соотечественником... Это и про мою маму, которая все четыре года работала медсестрой в госпитале. И про отца, заслужившего в ту пору орден Ленина. И про мою жену, которая тогда еще совсем девчонка, на крыше вот этого самого дома на улице Горького тушила зажигалки...

Есть в песне строки, которые тем, кто не воевал, может быть, покажутся неожиданными:

 

Здравствуй, мама, возвратились мы не все...

Босиком бы пробежаться по росе!..

 

Но как, наверное, поймут меня ветераны Великой Отечественной, которые тогда, к началу войны, едва успели закончить школу. Как часто грезилось нам — измотанным, пропыленным: сбросить бы кирзу, хоть совсем ненадолго, и, словно в детстве, босиком — по траве, по лужам. Ведь совсем еще недавно солдаты были мальчишками...

Стихи сложились, и я отдал их Давиду Тухманову, с которым мне работается особенно радостно и чей талант ценю очень высоко. Через несколько дней — телефонный звонок: Давид Федорович сообщил, что песня готова.

Песню невозможно слушать без слез. Тухманов нашел для нее такую интонацию «тех лет», что она сразу вонзилась в сердце...

 

Вопросы:

1. Какие противопоставления легли в основу текста песни, помогли передать саму сущность Дня Победы?

2. Какие строчки стихотворения передают каждодневный подвиг военных будней?

3. Повтор какой строки и почему цементирует, скрепляет разрозненные эпизоды — воспоминания лирического героя? Почемурассказ об этих воспоминаниях ведется во множественном числе? (Это эпизоды из жизни поколения, которое всеми силами,ценой очень многих потерь приближало День Победы. Все, что вместила война, было перенесено благодаря вере в то, что этот день настанет. Потому, словно заклинание, повторяется строчка:«Этот день мы приближали, как могли»).

Эмоциональным центром урока станет исполнение наизусть лирики военных лет и прослушивание фонозаписей, а в заключение урока можно предложить учащимся следующую экспресс-викторину:

 

 

«Свя-

щенная

война»

В зем-

лянке»

«Моя

Москва»

«На безы-

мянной

высоте»

«День

Побе-

ды»

1. Авторы песни:

а) В. Харитонов —

Д. Тухманов

 

 

 

 

+

б) А. Сурков —

К. Листов

 

+

 

 

 

в) В. Лебедев-Кумач —

А. Александров

+

 

 

 

 

г) М. Лисянский —

И. Дунаевский

 

 

+

 

 

д) М. Матусовский —

В. Баснер

 

 

 

+

 

2. Песня написана

во время воины

+

+

+

 

 

3. Песня написана после войны

 

 

 

+

+

4. Автор предложил стихи

 определенному композитору

 

+

 

 

+

5. Композитор случайно увидел

 стихи и написал песню

+

 

+

+

 

6. В основе песни лежит

мелодия марша

+

 

+

+

+

7. Песня стала Гимном

Москвы

 

 

+

 

 

8. Песня подвергалась

цензурной правке

 

+

 

 

 

9. В основу сюжета песни

лег эпизод конкретного боя

 

 

 

+

 

10. Самая первая песня о

Великой Отечественной войне

+

 

 

 

 

11. Песня звучит

от лица поколения

(от множественного числа)

+

 

 

+

+

 

[1]Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., Русский язык, 1988, с. 400.

[2]Современный словарь иностранных слов. М., Русский язык, 1993, с. 451.

 
Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 09.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar