Главная» 7 класс » Литература

План конспект по литературе 7 класс ​Урок 86 Ю. П. КАЗАКОВ. О ПИСАТЕЛЕ И ЕГО РАССКАЗЕ «ТИХОЕ УТРО»
09.10.2016, 10:53

Урок 86

 

Ю. П. КАЗАКОВ. О ПИСАТЕЛЕ И ЕГО РАССКАЗЕ «ТИХОЕ УТРО»

 

Знания на уроке: сведения о жизни и литературной деятельности Ю. П. Казакова, повторение понятия о рассказе, психологизм произведения.

Словарная работа: призвание, одержимость музыкой, виртуоз, дирижер.

 

ХОД УРОКА

I. Ю. П. Казаков. О писателе. Работа со статьей из учебника.

Выполнить задания из учебника, касающиеся запоминания учащимися сведений о писателе.

 

II. Рассказ «Тихое утро».

Задание. Найти определение понятия о рассказе в словаре литературоведческих терминов.

Сопоставить понятия о рассказе и повести. Сделать вывод об отличии жанра рассказа: эпическое произведение об одном или нескольких событиях из жизни героя.

 

III. Просмотреть текст начала рассказа «Тихое утро».

Задание. Составить эмоционально-образный ряд в описании утра и связать его с темой сборов Яшки в дорогу. «Сонные», «смутно белеющая», туман «будто большое пуховое одеяло», «темными пятнами», «притаилось» и т. д.

Тема сборов Яшки на рыбалку связывается с мотивом возникающей неопределенности, угрозы.

Задание. Проследить по тексту, с какого момента у читателя меняется отношение к Яшке. Каким Яшка видит Володю и как это говорит о характере Яшки?

«Неловко слез», «Яшка разозлился», «заморыш», ждет «благодарности и восхищения», смотрит «презрительно» и т. д.

Яшка зовет Володю на рыбалку не из дружеских чувств, а для собственного самоутверждения. Яшка высокомерен и язвителен, что мешает ему увидеть Володю таким, каков он есть.

Задание. Что можно сказать о поведении московского мальчика, который никогда, видимо, не был ни в деревне, ни тем более на рыбалке.

«Долго возился... слез», хотя лицо его было все еще «бессмысленно и неподвижно»; «зевнул», «покачнулся...» и т. д.

1. Умеет ли Володя преодолевать затруднения на пути к поставленной цели?

«Он начал торопливо зашнуровывать ботинки».

2. Умеет ли Володя выслушивать критику? Как он привык относиться к замечаниям?

«Володя промолчал, покраснел», «сквозь зубы ответил … и еще больше покраснел», «готов разреветься, но...», «ему было стыдно своей неловкости», «с откровенной завистью и даже с восхищением поглядывал на босые Яшкины ноги».

Читатель убеждается в том, что Володя имеет убеждения: он выдерживает критику в жесткой форме, умеет сдерживать себя, чтобы не быть грубым. Володе хочется порыбачить, он подавляет обиду на Яшку потому, что признает его правоту, ощущал себя неловким. Володя способен идти к намеченной цели, проходя через испытания, уготовленные Яшкой.

3. Можно ли обвинить Володю в угодничестве, в отсутствии чувства собственного достоинства?

«Володя ничего не ответил, только ... примиряюще улыбнулся», «нет... на Москве-реке видел, как ловят...»

Володя не предает своих чувств к родному городу. Просто не хочет об этом говорить мальчику, никуда еще из деревни не выезжавшему. Володя говорит правду даже тогда, когда она еще более дискредитирует его в глазах нового приятеля.

 

Домашнее задание. Подготовить устное сочинение «Как раскрываются характеры Яшки и Володи в сборах на рыбалку?»

Примерный план

1. Мотив надвигающейся опасности в описании раннегоутра.

2. Трудолюбие, ловкость, энергия Яшки в приготовлениях крыбалке.

3. Причина, по которой Яшка берет с собою Володю, и как она проявляет характер мальчика.

4. Вол глазами Яшки и глазами автора (или читателя).

 
Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 09.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar