Главная» 7 класс » Литература

План конспект по литературе 7 класс Урок 88 «ТИХОЕ УТРО». ПОВЕДЕНИЕ МАЛЬЧИКОВ В МИНУТУ ОПАСНОСТИ. ВЗРОСЛЕНИЕ ГЕРОЕВ
09.10.2016, 10:54

Урок 88

 

«ТИХОЕ УТРО». ПОВЕДЕНИЕ МАЛЬЧИКОВ

В МИНУТУ ОПАСНОСТИ. ВЗРОСЛЕНИЕ ГЕРОЕВ

 

Знания на уроке: антитеза, психологизм рассказа, нравственный выбор героя и его мотив.

Словарная работа: положительный герой, идеальный герой, внутреннее состояние героя и поведение героя.

 

ХОД УРОКА

I. Рассказать близко к тексту о душевном потрясении Яшки осознавшем, что Володя тонет.

Задание. Можно выписать слова, обозначающие психологическое состояние человека, испытывающего страх, потрясение. (Например, «замер «томительное чувство», «как во сне, когда вялое тело...»).

Включить авторские выражения в свой пересказ.

 

II. Как происходила первая попытка Яшки спасти Володю? Какая обнаруживается разница в их поведении в минуту опасности?

Отметить в тексте средства изображения крайней степени физического и эмоционального напряжения героев.

 

III. Какой принцип использован автором в описании состояния Яшки, сумевшего выбраться на берег из страшного омута, на фоне яркого, радостного летнего утра?

Какова художественная роль антитезы?

 

IV. Какие новые свойства характера Яшки раскрываются при второй попытке спасти Володю?

«... утонул человек, и это он, Яшка, ударил, утопил его». Как отнестись к такой оценке Яшкой своих действий в попытке спасти товарища?

Учащиеся убеждаются в том, что в мальчике развито чувство ответственности, порядочности, настоящего мужества. Об этом читатель узнает косвенно — через внутреннее состояние Яшки. И в этом суть его характера. Все же остальное — наносное, преходящее.

1. Чем отличается мотив второй попытки нырнуть в омут от первой?

В первый раз Яшка нырнул под влиянием благородного порыва. «Тонет! — с ужасом подумал Яшка», «поняв, что Володю схватил осьминог», «упирался трясущимися руками», «... но не пробежав и десяти шагов, остановился..., чувствуя, что убежать никак нельзя».

Потому-то в первый раз, наверное, ему и не удалось помочь Володе. Второй раз Яшка совершает поступок осознанно.

2. Задание. Проследить по тексту психологию зарождения подвига в душе героя и его свершение.

«Увидел Володю...», «Яшке показалось, что Володя притворяется..., чтобы схватить его», но «... Яшка рванулся к Володе...», «... торопливо дернул тело вверх» и т. д.

Страх, неуверенность в своих силах отступили перед решимостью, волей и упорством.

3. Почему Яшка, убедившись, что с Володей все в порядке, «вдруг сморщился, зажмурился... и заревел»?

Будет ли Яшка прежним во всем после пережитого? (Психологизм рассказа).

 

V. Чтение статьи Ю. Казакова «О мужестве писателя». Как «слово» Казакова в рассказе «Тихое утро» помогает «перестраивать мир», по выражению писателя, в лучшую сторону?

 
Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 09.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar