Главная» 7 класс » Литература

План конспект по литературе 7 класс Урок 8 ИСТОРИЯ ЖИЗНИ И СМЕРТИ ИИСУСА ХРИСТА. НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ — СКОНЦЕНТРИРОВАННОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ИДЕЙ
09.10.2016, 10:30

Урок 8

 

ИСТОРИЯ ЖИЗНИ И СМЕРТИ ИИСУСА ХРИСТА.

НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ — СКОНЦЕНТРИРОВАННОЕ

ВЫРАЖЕНИЕ ИДЕЙ ГУМАНИЗМА. ПРИЧИНЫ СОВРЕМЕННОГО

ИНТЕРЕСА К ХРИСТИАНСТВУ

 

I. Пересказ истории жизни и смерти Иисуса Христа.

 

НЕОБХОДИМЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ И РАЗЪЯСНЕНИЯ

Иисус родился в Иудее в городе Вифлееме от девы Марии. Муж ее, плотник Иосиф, видел во сне явление Архангела, провозгласившего: «Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в ней есть от Духа Святого, родит же сына и наречешь ему имя Иисус, ибо он спасет людей своих от грехов их (Матф. 1; 20—21)». Согласно Пророчествам, Мессия должен был родиться в Палестине, в легендарном городе Давида — Вифлееме. Иосиф и Мария жили в небольшом поселении Назарете. Римские власти, оккупировавшие Иудею, объявили в это время перепись населения. Иосиф и Мария отправились в Вифлеем, чтобы записаться по месту пребывания своего рода. Город был переполнен. Обычно в доме, готовом принять гостя, ставили на окно светильник; в ночь прибытия Марии и Иосифа на окнах не было ни одного огня. (Мы теперь зажигаем огни на рождественских елках в знак того, что смогли бы принять мать Иисуса). Бог позволил сыну своему родиться в хлеву: не важно, где ты родился, а важно, что в сердце твоем.

Поклониться новорожденному пришли волхвы (мудрецы, звездочеты), путь которым указала Вифлеемская звезда. (Для дня, ночи и знамений создал Бог светила). Они принесли младенцу дары: ладан — как знак божественного, очищающего начала, золото — знак царствования над миром — и миро — знак того, что новорожденному придется пройти через многие страдания.

Царь Ирод (Ирод I Великий около 73 — 4 гг. до н. э.), узнав от волхвов о рождении «Царя иудейского» и боясь соперничества, приказал уничтожить всех младенцев в городе. Архангел второй раз явился Иосифу, предупредил об опасности, повелел бежать в Египет. На пути святого семейства в безводной пустыне открывались источники для утоления жажды, плодовые деревья склоняли ветви. В третий раз Архангел явился к Иосифу и Марии с сообщением о том, что Ирод умер и можно возвратиться в землю Израилеву.

Приход мессии Иисуса Христа возвестил народу Иоанн Креститель, совершивший обряд крещения. «И крестившись Иисус тотчас вышел из воды, и се, отверзлись ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, который сходил, как голубь, и ниспускался на Него, И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором мое благоволение». (Матф. 3; 16, 17).

После крещения в Иордане — Иисусу исполнилось тогда тридцать лет — он ушел на сорок дней в пустыню, чтобы в уединении, молитвою и постом приготовиться к исполнению дела, для которого пришел на землю. К изнемогающему от голода Иисусу явился дьявол и начал его искушать: если Иисус — сын Божий, то пусть превратит лежащие перед ним камни в хлебы! «Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих», — ответил Христос. Сатана перенес Иисуса на крыло Иерусалимского храма и предложил кинуться вниз: если он сын Божий, то в воздухе его поддержат ангелы и Христос докажет этим свое божественное происхождение. «Не искушай Господа Бога твоего!» — ответил Иисус. Сатана вознес Христа на высочайшую гору, с которой взору открылись страны мира, и предложил власть над ними и славу. «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи», — ответил Спаситель.

По возвращении из пустыни Иисус собрал вокруг себя двенадцать учеников — апостолов. После его смерти они разошлись по свету, создавая новые общины христиан.

Иисус не однажды являл свое божественное происхождение: воскресил Лазаря и дочь начальника синагоги, укротил бурю, ходил по воде, как по суше, исцелял больных, своим ученикам — Петру, Иакову и Иоанну — явил чудо преображения: лицо его просияло, как солнце, одежды сделались блистающими, из облака явились Моисей и Илия, раздался голос: «Сей есть сын мой возлюбленный». Только в родном Назарете, где в него не верили (нет пророка в своем отечестве), Христос «не мог совершить... никакого чуда».

Перед праздником Пасхи Иисус торжественно въехал в Иерусалим. Он был не на коне, а на ослице (что являло собой символ кротости и смирения, в противоположность боевому коню). Народ приветствовал его как мессию. Иисус властно изгнал из храма менял и торговцев жертвенными животными. («Написано: «дом мой домом молитвы наречется», а вы сделали его вертепом разбойников».) Все это восстановило против него Синедрион (совет старейшин, высшее государственное учреждение с политическими и судебными функциями в древней Иудее[1]). Приближалась роковая развязка.

В кругу своих учеников Иисус установил таинство Святого причащения (оно называется Тайная вечеря) и предсказал, что один из них предаст его. Подал хлеб и вино, претворяя их в свое тело и кровь (таинство). Съев хлеб и выпив вино, ученики стали «стелестниками Христа», «участниками божественного естества». Подавал пример смирения, Иисус омыл ученикам ноги.

Ночь Иисус провел с апостолами в Гефсиманском саду, на Масличной горе к востоку от Иерусалима, — «он ужасается и тоскует» — просит трех избранных бодрствовать с ним, обращается к Богу с молитвой («моление о чаше»): «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет». Иуда Искариот привел вооруженных пособников иудейских старшин, поцеловал Иисуса — то был знак, кого нужно схватить. Воины отвели арестованного на суд Синедриона, где он был приговорен ксмертной казни. Иудея была оккупирована римлянами и без согласия прокуратора Понтия Пилата казнь не могла совершиться.

Пилат не хотел казнить необычного осужденного. К празднику Пасхи из тюрьмы обычно отпускали одного приговоренного к смерти. Пилат предоставил иудеям выбор: освободить Иисуса или разбойника Варавву. Но толпы народа, возбужденные первосвященниками, требовали распятия Иисуса.

Иисус Христос страдал на кресте 6 часов — с 3 до 9 часов. «Боже мой! Боже мой! для чего Ты Меня оставил?», — произнес Христос, умирал. Смерть сопровождалась затмением солнца, землетрясением, в Иерусалимском храме сама собой сверху донизу разорвалась завеса.

Тело Иисуса было выдано друзьям, обвито плащаницей, похоронено в пещере, которую завалили камнями. На третий день после распятия пришли мироносицы: Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Соломия, чтобы омыть и умастить благовониями тело Христа. Гроб был пуст. Воскресший Христос явился ученикам и послал их проповедовать по всему миру. На сороковой день после пасхи произошло его Вознесение.

 

II. Знакомство с репродукциями картин на библейские сюжеты.

Рекомендуются:

Н. Н. Ге «Тайная вечеря»,«В Гефсиманском саду», «Суд Синедриона»; «Голгофа», «Распятие».

И. Н. Крамской «Христос в пустыне».

А. А. Иванов «Явление Христа народу».

Х. ван Рейн Рембрант «Святое семейство».

Расскажите о событиях, положенных в основу сюжетов перечисленных выше картин.

 

III. Опрос по индивидуальным заданиям.

 

IV. Почему Иисус учил притчами? Чтение и анализ притчи о сеятеле.

 

V. Как вы думаете, в чем причина современного интереса к христианству?

(Поиск нравственных ориентиров в быстро меняющемся мире. Христианство создало учение об абсолютной ценности человеческой личности, признало равенство всех людей перед Богом.)

 

VI. Каково «золотое правило», главный закон человеческого общежития, изложенный Иисусом Христом в Нагорной проповеди?

 

 

 

 

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Мы приводим некоторые материалы о принятии христианства на Руси, т. к. связь древнерусской литературы с христианством очень тесна.

 

Материал к теме: А. О. Ишимова. История России в рассказах для детей. М., Современник, 1993.

 

О княжении Владимира Красное Солнышко (980—1014 гг.)

После смерти Святослава Ярополк княжил в Киеве, брат его Олег — в земле Древлянской, а самый младший — Владимир — в Новгороде. Вместо одного государя на Руси стали княжить три удельных князя.

Поссорились Ярополк и Олег, между ними началась война, и Олег погиб. А Владимир в страхе убежал к варягам.

Через два года Владимир с варяжским войском вернулся в Новгород, затем пришел с войной в Полоцк, чтобы убить полоцкого князя, отца Рогнеды, бывшей невесты своего брата Ярополка, и жениться на ней. НесчастнаяРогнеда получила в народе имя Горислава. Затем князь Владимир предпринял поход на Киев и занял стольный город. Брат его хотел помириться с Владимиром, но варяги убили Ярополка, бывшего великого князя Киевского.

Так печально началось княжение князя Владимира.

 

Крещение русского народа 980—988 гг.

Впоследствии князь Владимир, причинивший столько зла брату и красавице Рогнеде, стал добрейшим государем и первым благодетелем своего народа. Завоевал у польского короля Галицию, победил болгар, увеличил Русь к северу до Балтийского моря. Научился прощать.

Чтобы успокоить свою совесть, часто приносил жертвы своим богам и даже сделал нового идола с серебряной головой, но душа его беспокойна. Мечется, не зная, какую религию выбрать: в Киеве были и магометане, и иудеи, и католики, и греки.

Посылает 10 послов в разные земли, чтобы узнать, какой народ лучше всего понимает Бога Истинного. Послы объездили все европейские страны, больше всего им понравились храмы греческие.

Владимир отправляет послов в Константинополь к императорам Василию и Константину и просит у них руки их сестры — царевны Анны. Если емуоткажут, он угрожал пойти войной на Константинополь. Императоры умоляют сестру выйти за русского государя. Добрая царевна отправилась на корабле в Херсонес, где ее ждал жених. А он ослеп. Анна настаивает на немедленном крещении. Как только епископ херсонский и священники константинопольские приступили к совершению обряда крещения, Владимир увиделсвет и упал на колени, благодаря Бога милосердного и всемогущего. Так говорит предание.

Потом князь с молодой супругой возвращается в Киев. Прежде всего он велел рубить и жечь идолов, а главного из них — Перуна с серебряной головой — бросить в реку. На следующий день было крещение народа. Священники освятили Днепр, взрослые люди вошли в воду, маленькие дети были на руках у отцов и матерей. В эту торжественную минуту Владимир поднял руки к небу и сказал: «Творец неба и земли, благослови сих новых детей твоих, дай им познать Тебя, Бога Истинного, и утверди веру их!»

Владимир княжил до 1014 года. Добродетели, которыми великий князь старался загладить прежние дурные поступки свои, были так велики и угодны Богу, что церковь наша назвала его Святым и Равноапостольным.

Долго рассказывали и в России и в чужих землях о славном княжении Владимира I, много говорили о славных пирах его и славных богатырях, которые отличились под его начальством.

Ярослав Новгородский побеждает Святополка Окаянного. Ярослав становится правителем всей Руси.

 

Ярослав Мудрый (1019—1054 гг.)

1. Велел переводить священные книги с греческого на славянский язык, даже сам списывал многое из них для народного употребления.

2. Заводил училища в городах, уговаривал подданных отдавать туда детей.

3. Сделал свод законов — «Русская правда».

4. Вызывал иностранных художников украшать город.

5. Укреплял внешние связи России.

 

Владимир Мономах (1113—1125 гг.)

Была пора: губительный раздор

Везде летал с хоругвию кровавой;

За ним вослед летали глад и мор;

Разбой, грабеж и мщенье были славой.

 

От русских русских кровь текла.

Губил половчанин без страха.

Лежали грады кучей праха,

И Русь бедою поросла...

 

Но Русь в беде крепка была

Душой великой Мономаха.

Жуковский («Русская слава»)

 

Всегда умел заслужить любовь окружающих. «В детстве самый послушный сын, в молодости — самый смелый из князей на поле битвы, самый приветливый дома, самый почтительный к родителям, которые в знак любви назвали его Мономахом (единоборец), в зрелые годы — самый добрый государь в наследственном владении своем, самый сострадательный благодетель бедных, самый знаменитый победитель врагов Отечества»,

После смерти Святослава народ киевский сам выбрал Мономаха на княжение.

За двенадцать лет княжения:

1. Усмирил печенегов, торков[2], берендеев, каракалпаков и своих непокорных князей.

2. Строил церкви и общественные дома, обводил каменными стенами старые города и закладывал новые.

3. Написал духовное завещание детям своим.

 

«ПОУЧЕНИЕ» ВЛАДИМИРА МОНОМАХА

 

Материал к теме: Д. С. Лихачев. Национальное самосознание древней Руси (Очерки из области русской литературы ХI-ХVII вв.). М., 1945.

 

В 1110— 1118 гг. составлена лучшая русская летопись «Повесть временных лет».

В предшествующий созданию повести период, на рубеже ХI и ХII вековКиевская Русь испытала на себе тяжкие удары кочевников. В 1096 г. половецкий хан Боняк чуть не ворвался в Киев, ограбил и разорил Печерский монастырь, когда монахи спали по кельям. В этот тяжелый период русской историив Киевской Руси собираются силы, стремящиеся к решительному нажиму настепных кочевников. Русь объединяется под властью Владимира Мономаха ипереходит от пассивной обороны к активному наступлению на степь.

Степные походы Мономаха сбивают волну половецких набегов. Именно вэто время составляется замечательный памятник русского летописания — «Повесть временных лет», проникнутая единой мыслью о русской земле, о еезащите, о необходимости единения перед лицом внешней опасности.

История создания «Повести временных лет» чрезвычайно сложна и запутанна. Заметно влияние многочисленных литературных источников — устныхи книжных, русских и иноземных.

Язык повести то просторечный, близкий к разговорному, то книжный, пересыпанный славянизмами в грецизмами.

В создании «Повести» принимали участие две литературные школы —Киево-Печерская и Выдубецкая[3].

Начало летописи заложил монах Печерского монастыря Нестор, он к томувремени переработал первую летопись — «Начальный свод» 1095 года. Несторвидел свою задачу в том, чтобы показать Русскую землю в ряду других европейских стран, доказать, что русский народ имеет свою историю, которой вправе гордиться. Эта программа сформулирована в самом названии «Повести». «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть».

Летописец сперва рассказывает о народах мира, а затем о судьбах славянского племени. Собственно русскую историю летописец дополнил договорами русских с греками, взятыми им из княжеского архива, включил легенду о сожжении Ольгой Искоростеня, о белгородском киселе, о Кожемяке (вспомним 6 класс).

Так же, как и русские былины, летопись воспевает богатырство, силу, доблесть, подвиги русских воинов.

Спустя короткий срок, в 1116 г., потребовалась новая переработка летописи. Причина, побудившая к этой переработке, заключалась в том, что Владимир Мономах хотел видеть в «Повести» ответы на вопросы современной ей политики, касавшейся его княжения. По воле Мономаха летописание было перенесено в Выдубецкий Михайловский монастырь, державшийся политической ориентации Мономаха.

Игумен Сильвестр был сторонником Владимира, и он переработал летописные статьи 1093—1110 гг. и идеализировал Мономаха за его походы на половцев за властную политику, за смелость, ум, за заботу об общенациональных интересах.

Он приводит программные речи Мономаха, в которых тот убеждает дружину, жалеющую лошадей: «Вам лошадь жаль, а самих себя не жаль ли?».

Своим призывом на борьбу со степью, к прекращению междоусобиц, к сплочению вокруг Владимира Мономаха, выдубецкий летописец внес последние штрихи в «Повесть», сделав ее цельным и законченным произведением.

Впоследствии, когда составлялись новые летописи, «Повесть временных лет» всегда переписывалась в их начале. Она служила как бы политическим введением. В тяжкие годы монголо-татарского ига бесчисленные списки «Повести временных лет» напоминали русскому народу о временах независимости, о былом могуществе, о необходимости объединения для борьбы с грозным степным врагом. Она воспринималась как призыв к борьбе с татарами и сыграла значительную роль в пропаганде идеи свержения монголо-татарского ига на Руси.

Такова была замечательная русская летопись, созданная по повелению Владимира Мономаха.

Время Владимира Мономаха лучше всего характеризуют произведения самого Мономаха — талантливого и начитанного писателя.

«Поучение» Владимира Мономаха сохранилось в единственном списке Лаврентьевской летописи 1377 г. в испорченном виде. Оно распадается на два произведения:

1. Собственно «Поучение» своим детям.

2. Послание к князю Олегу Святославичу Черниговскому, в котором он оплакивает своего сына Изяслава, убитого под Муромом.

Владимир продолжает мысль своего отца — Ярослава Мудрого: «Имейте в собе любовь, понеже вы есте братья единого отца и матерее». Это призыв кборьбе с братоубийственными междоусобицами. В автобиографической части он говорит о себе как о «печаловнике» о Русской земле, который «ночь и день,на зною и на зиме не дает себе упокоя».

К чему призывает?

Что осуждает Владимир?

1. Заботиться о смерде, о челяди, о христьянских душах, «убогих вдовицах».

2. К строгому соблюдению крестных целований.

 

 

3. Не лениться в учении, в дому своем, на молитве, на войне и на ловех (охоте?).

4. «Навойну вышед, не ленитеся, не зрите на воеводы; ни питью, ни еденью не лагодите (не предавайтесь).

«Внезапу бо человек погыбает».

1. Междоусобия.

 

2. Пользование военной помощью чужеземцев, поляков и половцев, которых наводили князья на Русскую землю для решения своих споров.

3. «Не вдавайте сильному погубити человека». (Превышение власти.)

 

Вывод: Мономах стремится к смягчению феодальной эксплуатации, достигшей в ХI в. жестоких форм, установлению на Руси твердой и единой власти и активному наступлению на степь.

Личный пример: 1) Описывает свои военные и охотничьи подвиги. 2) Рассказывает о своем стремлении быть достойным христианином — старается воздержаться от греха, молиться, оказывать уважение старшим и духовным лицам. 3) Проповедует идею деятельной жизни, неустанного труда на пользу Родины. 4) Защита интересов народа.

«А из Чернигова до Киева 100 раз ездих ко отцу, днем есмь переездил до вечерни, а всех походов 80 и 3 великих, а прочих не помню меньших. И миров створил с половечьскими князи без единого 20. А се тружахся ловы дея...».

1. Мономах не стремился составить в своем «Поучении» законченную автобиографию или законченный автопортрет, а передавал лишь цепь примеров из своей жизни, которые он считал поучительными.

2. В этом уменье выбрать из своей жизни то, что представляет не личный, а гражданский интерес, заключается своеобразие автобиографии Мономаха.

3. Образ Мономаха выступает в «Поучении» как бы помимо его воли, чем достигает особенной художественной убедительности.

4. Впоследствии Владимир Мономах был идеализирован русской летописью.

Наши представления о литературе времени Мономаха далеко не полны, но и то, что мы знаем, свидетельствует о широких и разнообразных путях, на которые вступила культура Киевского государства, черпавшая свои идейные силы в защите общенародных интересов, в идее единения перед лицом внешней опасности.

 

[1]Словарь русского языка. В 4 томах. Т. IV, М., Русский язык, 1984, с. 95.

[2] Торки — представители тюркских племен.

[3]Вспомним иллюстрации к учебнику 6 кл. (автор-составитель В. П. Полухина. М., Просвещение, 1993), где изображен знаменитый Сильвестр — сподвижник Владимира Мономаха — монах, составлявший летопись.

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 09.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar