Главная» 7 класс » Литература

План конспект по литературе 7 класс Урок 90 СТИХОТВОРЕНИЯ О РОДНОЙ ПРИРОДЕ ПОЭТОВ ХХ ВЕКА. СТИХИ В. БРЮСОВА, Ф. СОЛОГУБА, Н. ЗАБОЛОЦКОГ
09.10.2016, 10:54

Урок 90

 

СТИХОТВОРЕНИЯ О РОДНОЙ ПРИРОДЕ

ПОЭТОВ ХХ ВЕКА. СТИХИ В. БРЮСОВА, Ф. СОЛОГУБА,

Н. ЗАБОЛОЦКОГО, Н. РУБЦОВА

 

Знания на уроке: анализ лирического стихотворения.

Повторение: особенности лирики как рода литературы; литературные приемы, используемые в лирике: эпитет, метафора, сравнение.

Словарная работа: поэзия, проза.

Оборудование к уроку: музыка Чайковского («Времена года»), Штрауса («Сказки венского леса»), песни на стихи Н. Рубцова.

 

ХОД УРОКА

Музыка Чайковского и Штрауса введет учащихся в лирическую атмосферу урока. Часто музыка легко может выразить то, чего не передать словами. Поэзия сродни музыке: и она не столько рассказывает, сколько пробуждает «чувства добрые».

Поэзия ХХ века явилась достойной преемницей «золотого века» русской литературы. В предисловии к книге стихов «Третья стража» Валерий Яковлевич Брюсов писал: «Я равно люблю и верные отражения природы у Пушкина и Майкова, и порывания выразить сверхчувственное, сверхземное у Тютчева и Фета, и мысленные раздумья Баратынского...»

Прочитаем стихотворение Брюсова «Первый снег».

Какие строчки этого стихотворения перекликаются с пушкинскими?

 

Мороз и солнце; день чудесный!

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском

Озарена...

 

Что роднит брюсовские строчки с тютчевскими?

 

Чародейкою зимою

Околдован, лес стоит —

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

 

Беседа по вопросам:

1. Какие литературные приемы (сравнение, олицетворение, эпитет, метафору) использует поэт для изображения волшебства мира, одетого первым снегом?

2. В каком из перечисленных далее значений употреблено в стихотворении слово «проза»?

Проза. 1. Нестихотворная литература, в отличие от поэзии.

2. (Переносное). Будничное, повседневное в жизни[1].

3. Как вы понимаете строчки?

 

Жизнь людей и жизнь природы

Полны новым и святым.

 

4. Каким чувством проникнуто стихотворение? (Восхищением). Прочтите стихотворение, стараясь в своей интонации передать авторское воодушевление.

 

ФЕДОР СОЛОГУБ (НАСТОЯЩАЯ ФАМИЛИЯ ТЕТЕРНИКОВ)

«ЗАБЕЛЕЛСЯ ТУМАН ЗА РЕКОЙ»

 

1. Вспомним, в чем главное отличие лирического произведения от эпического? (Важны не события, не сюжет, а мысли, чувства лирического героя).

2. Какие события составляют внешний сюжет стихотворения? (Лирический герой, оказавшийся один на берегу реки, застигнутый туманом, развел костер, согрелся и пошел по течению реки к своему дому).

3. Мы убеждаемся, что внешний сюжет — лишь повод для раздумий лирического героя. О чем его думы? (Об одиночестве и успокоении, которое дарит родная природа: лес, костер на берегу, речка, ведущая к дому).

 

НИКОЛАЙ ЗАБОЛОЦКИЙ «Я ВОСПИТАН ПРИРОДОЙ СУРОВОЙ»

 

1. Почему поэт называет природу родного края «суровой»?

2. В чем, с вашей точки зрения, воспитательная сила природы?

3. Какие литературные приемы помогают автору живо нарисовать картину весеннего леса?

4. Какие строчки повествуют о полном слиянии души лирического героя с природой?

 

(Все лежал бы и думал я думу

Беспредельных полей и дубрав).

 

НИКОЛАЙ РУБЦОВ «ТИХАЯ МОЯ РОДИНА»

 

С самого начала стихотворения мы сталкиваемся с темой дороги, хотя самого этого слова в тексте нет. Это и реальная дорога (судя по всему, лирический герой вернулся в родные места после длительной разлуки), и символ жизненного пути, приведшего человека к его первоистокам.

1. Какие картины детства встают перед глазами поэта? Почему так важны слова: «Я ничего не забыл»?

(Из этих воспоминаний складывается «чувство родины», неподвластное времени).

2. Какие перемены произошли в родном краю? Нарушили ли они «чувство родины» в душе лирического героя? (Нет. Глаз отмечает перемены, но сердце их не воспринимает: «Словно ворона веселая, сяду опять на забор»).

3. Какое значение имеет настойчивое повторение слова «тихий», «тихо»? (Тишина, успокоение — то, чем встречает лирического героя родной край. Здесь все просто, естественно. Любовь к родной земле не требует громких слов. И сама природа родного края, пусть тиха и неприметна, но неповторима).

4. Какие литературные приемы использует Рубцов для выражения чувства любви к родному краю? (Эпитеты — «тихая родина», сравнения — «словно ворона веселая...», повторы — тихо... тихо, метафоры («с небом, готовым упасть...»).

5. Какие строчки и почему являются эмоциональным стержнем стихотворения? («С каждой грозою и тучею...»).

Кульминацией урока станет яркое, эмоциональное чтение учащимися стихотворений, прослушивание песен на стихи Н. Рубцова.

 

Домашнее задание. Выучить наизусть понравившееся стихотворение поэтов ХХ века, объяснить свой выбор.

 

 

 

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

 

РОБЕРТ БЕРНС

 

Материал к теме: Р. Райт-Ковалева. Роберт Бернс. М., 1965. (Серия «Жизнь замечательных людей»).

 

Пусть родом,

Доходом

Гордится знатный лорд, —

Шотландской,

Крестьянской

Породой был я горд...

 

Надежды нет, просвета нет,

А есть нужда, забота.

Ну что ж, покуда ты живешь,

Без устали работай.

Косить, пахать и боронить

Я научился с детства.

И это все, что мой отец

Оставил мне в наследство...

Р. Бернс

 

Как и отчего человек начинает писать гениальные стихи? Каким образом обыкновенные слова становятся песней, которую веками поет народ, гимном и маршем, ведущим героев на подвиг, признанием в любви, бичом сатиры, плясовой или колыбельной?

Мир открывается перед каждым человеком, но художник видит его лучше других. В обыденной жизни рождается гений, как подарок человечеству. У него зорче глаз, острее слух, его сердце горячей, а голос вернее и чище, чем у других людей. На этот голос откликаются миллионы: бессмертие гения в признании народа.

В ХVIII веке в Шотландии родился и вырос великий народный поэт, в произведениях которого отразились его судьба и мысли, радости и боль. «Пожалуй, нет в мире поэта, которого бы так знали и так пели — на протяжении двух веков! — в его родной стране».

Строки его лучших стихов стали лозунгами, их несут на стягах шотландцы во время всемирных фестивалей — встреч всех людей доброй воли. Его слова вошли в пословицы и поговорки, его песни вернулись в народ.

Для множества поэтов, пишущих по-английски, — от конца ХVIII века в кончая многими нашими современниками, — Роберт Бернс стал первооткрывателем новых путей в поэзии. Он научил своих собратьев писать о реальной, земной, человеческой жизни не со стороны, не с точки зрения наблюдателя, а с точки зрения участника этой жизни, ее хозяина, ее творца.

«Правда, и до Бернса поэты писали о простом люде, о простых чувствах, но, описывая работу деревенского кузнеца, поэт не чувствовал тяжести молота и жара от наковальни. Описывая влюбленных, часто забывали о живых чувствах, о звонко бьющемся сердце.

Бернс пишет о том, как он сам пашет землю, сам любит девушку, сам издевается над своими врагами.

И поэтому ему веришь безоговорочно»[2].

 

[1]Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., Русский язык, 1988, с. 497.

[2] Р. Райт-Ковалева. Роберт Бернс (серия «Жизнь замечательных людей»), М., 1965, с. 344—345.

 
Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 09.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar