Главная» 7 класс » Литература

План конспект по литературе 7 класс Урок 91 РОБЕРТ БЕРНС. О ПОЭТЕ. СТИХОТВОРЕНИЕ «ЧЕСТНАЯ БЕДНОСТЬ». ГРУСТНЫЙ И ШУТЛИВЫЙ ХАРАКТЕР ПРОИЗВ
09.10.2016, 10:55

Урок 91

 

РОБЕРТ БЕРНС. О ПОЭТЕ. СТИХОТВОРЕНИЕ «ЧЕСТНАЯ БЕДНОСТЬ».

ГРУСТНЫЙ И ШУТЛИВЫЙ ХАРАКТЕР ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

Знания на уроке: образ-настроение, образ-представление.

Словарная работа: честь, достоинство человека.

Повторение литературоведческих понятий: антитеза, метафора.

 

ХОД УРОКА

I. Чтение статьи учебника о Роберте Бернсе.

 

Вопросы к учащимся:

1. Какие проблемы рассматривал отец Роберта Бернса в своем «Наставлении в вере и благочестии»? Добро и Зло, Долг человека.

2. Задание. Прочитайте отрывок из стихотворения Р. Бернса, посвященный отцу. Найдите подтверждение тому, что отец для поэта — «лучший из друзей, мудрейший из наставников».

3. Задание. Найдите в толковом словаре, что означает слово «достоинство». Как вы понимаете слова:

 

«Учил достоинство хранить,

Хоть нет гроша в кармане»?

 

Достоинство — совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе[1].

В словаре В. И. Даля слово достойный — стоящий, надлежащий, заслуживающий, сообразный с требованиями правды, чести. Достойный человек — уважаемый, ценимый[2].

4. Какие наставления дает Роберт Бернс своему младшему брату? Как вы понимаете слова: «Душа человека — его королевство»?

5. Каково назначение поэта, по мнению Р. Бернса?

6. Почему многие песни Р. Бернса на его родине, в Шотландии, считаются народными песнями?

 

II. Учитель читает знаменитое стихотворение Р. Бернса «Честная бедность», ставшее песней.

Задание. В стихотворении несколько раз звучат слова честь, честный. Найдите в толковом словаре значения этих слов.

С. И. Ожегов: Честь — достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы.

Честный — 1. проникнутый искренностью и прямотой, добросовестностью; 2. заслуживающий уважения, безупречный[3].

В. Даль: Честь — внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть[4].

Вывод. В начале урока мы говорили о достоинстве человека. А теперь видим, как тесно связаны эти понятия: честь — это и есть внутреннее нравственное достоинство.

Каким настроением проникнуто стихотворение? Это мудрое, незатейливое стихотворение одновременно и грустное, и шутливое.

Задания.

1. Найдите строчки, показывающие, что живется лирическому герою и его близким совсем нелегко.

 

Мы хлеб едим, и воду пьем,

Мы укрываемся тряпьем...

 

И еще (что особенно обидно):

 

А между тем дурак и плуг

Одеты в шелк и вина пьют...

 

2. Какие строки стихотворения кажутся нам смешными?

 

Вот этот шут — природный лорд,

Ему должны мы кланяться,

Но пусть он чопорен и горд,

Бревно бревном останется.

 

Чем достигается комический эффект? Лорд оказывается шутом. Он чопорен и горд — чем? Поэт называет его «бревном». Это метафора.

3. Вспомните, что такое метафора. Если затрудняетесь, обратитесь к краткому словарю литературоведческих терминов учебника-хрестоматии 7 класса.

На чем основаны данные метафоры? На сходстве предметов облик, сообразительность, ум лорда позволяют сравнить его с шутом и бревном.

4. Стихотворение строится на противопоставлении образов и понятий. Как называется такой прием? Антитеза.

Какие образы и понятия противопоставляются?

Бедняки — Богачи

Стыдится — Гордится

Знать — Простонародье.

5. Но не все так просто. Поэт призывает смотреть глубже:«Судите не по платью». Оказывается, золото — мы сами.

 

Награды, лесть и прочее

Не заменяют ум и честь

И все такое прочее!

 

6. Стихотворение было бы очень грустным, если бы оно остановилось на антитезе: есть бедняки, достойные лучшей судьбы, и богачи с наградами, в шелках, орденах и лентах. Нет, оно совсем другое.

Какие строки из стихотворения позволяют не падать духом, верить и надеяться на лучшее будущее?

Настанет день, и час пробьет,

Когда уму и чести

На всей земле придет черед

Стоять на первом месте.

 

И еще:

 

Могу вам предсказать я,

Что будет день,

Когда кругом

Все люди станут братья!

 

Домашнее задание. Выучите наизусть стихотворение Р. Бернса, если оно вам понравилась.

 

 

 

ДЖОРДЖ БАЙРОН (1788—1824)

 

Материал к теме: А. Моруа. Байрон. Минск, 1986.

 

Пушкин: «Властитель наших дум».

Белинский: «Прометей века».

«Вся интеллектуальная Европа бредила Байроном». Им восхищался Лермонтов.

Два столетия промчались вихрем, но интереса к Байрону они не погасили. Каждое новое поколение открывает для себя и читает нового Байрона.

 

Личность Байрона

 

1. Отношения между родителями, основанные на нетерпимости друг к другу.

2. Хромота, поставившая мальчика с рождения в особое положение, его отчужденность от людей.

3. Пылкое сердце, рано проснувшиеся чувства, потребность в любви, боязнь быть отвергнутым, неудачная первая любовь — вот причины дикой гордости, мнительности, особой верности и преданности в дружбе.

Противоречивость: романтик и человек трезвого ума; эгоист в общении с близкими и готовый отдать все, даже саму жизнь, ради свободы чужого народа; женоненавистник, презирающий доступных светских красавиц и мечтатель об идеальной любви и семейном очаге. Доброта соединялась с бешеным нравом, здравый смысл, смелость мыслей и поступков — со скептицизмом; джентльмен и солдат, Гамлет и дон Кихот, Чайльд Гарольд и Дон Жуан.

Постоянная тема — тема бунта Байрона против английского буржуазного общества и поисков идеала. И наступает момент, когда бунтарь становитсясолдатом и героем. Главная цель — героическое служение людям. Принесение жизни в жертву благородному делу освобождения народа.

Время, в которое жил Байрон, — время реакции, стремящейся искоренить в европейских государствах завоевания французской революции 1789 г. Вместе с тем это время мужественного сопротивления реакционным силам, время стихийных выступлений английских рабочих и роста национально-освободительного движения разных народов.

В конце зимы 1812 г. в общественной и литературной жизни Лондона произошли крупные события: первое выступление Байрона в палате лордов, членом которой он был, и выход в свет двух песен его романтической поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда». И в пламенной политической речи, посвященной защите луддитов — разрушителей машин, и в стихах нельзя было не почувствовать благородную личность Байрона — защитника и певца свободы.

Байрон — потомок древнего аристократического рода, и правящие классы не могли простить ему вызова, который он бросил официальному обществу, и отплатили ему за это злобной травлей и клеветой.

Весной 1816г. Байрон был вынужден навсегда покинуть родину. Он поселился в Италии, где сблизился с карбонариями — итальянскими патриотами, боровшимися за освобождение родины из-под владычества Австрии. Карбонарии были разгромлены. И Байрон отдает все свои силы и энергию борьбе греческих повстанцев против турецкого ига. Он и умер в Греции, и ее народ оплакал его как национального героя.

Вольнолюбивая поэзия Байрона встречала горячий отклик в сердцах передовых людей того времени.

 

...Кровавые обломки и камки я заставляю говорить.

О гнете зла, чтоб ведали потомки,

Что власть не всех могла поработить,

Чтобы мы стояли за оправа народа,

Хоть нам была неведома свобода.

 

[1]Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., Русский язык, 1986, с. 153.

[2] Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах. Т. 1, М., Прогресс, 1994, с. 1194.

[3]Ожегов С. И. Словарь русского языка, М., Русский язык, 1986, с. 766—767.

[4] Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах. Т. 4, М., Прогресс, 1994, с. 1326.

 
Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 09.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar