Главная» 7 класс » Литература

План конспект по литературе 7 класс Урок 9 «ПОУЧЕНИЕ» ВЛАДИМИРА МОНОМАХА
09.10.2016, 10:30

Урок 9

 

«ПОУЧЕНИЕ» ВЛАДИМИРА МОНОМАХА

 

Знания на уроке: понятие о фольклорных традициях в литературе; понятие о древнерусской литературе, особенностях повествования в жанре «слова».

С этого урока возможно изучение техники чтения учащихся.«Взрослый» темп чтения необходимо рассматривать как обязательный результат обучения литературе к концу 7 класса.

 

ХОД УРОКА

I. Понятие о древнерусской литературе. Следование фольклорным традициям в содержании. Обогащение средств изобразительности.

Следует еще раз проверить, как учащиеся понимают фольклорные традиции в повествовании. После чего сообщается новое знание о том, что и древнерусская литература опиралась в организации содержания произведения на каноны (правила, соблюдающиеся в искусстве).

Средневековая (древнерусская) литература создавалась в различных жанрах: повести, жития, слова, поучения. Для каждого жанра существовал особый набор правил изложения содержания. Для читателя не было ничего неожиданного в ходе событий: он знал, как начинается житие святого, что с ним потом произойдет и в какой последовательности будут описаны события. Средневековое сознание религиозно. Человек верит в Бога, знает, что все свершается по его воле, а поэтому в жизни нет случайного или неожиданного. Таким образом, традиционные для древней литературы устойчивые правила повествования наполняются в своем историческом движении все новым и новым содержанием, отражая меняющуюся действительность и усложняющееся сознание людей.

 

II. «Поучение» по жанру близко к жанру «слова». Оно строится по одинаковому плану (схеме).

1. Начинается с вступления. Для древнерусской литературы в нем обязательна смиренная просьба автора не посмеяться над его писанием.

Задание. Определить границы вступительной части текста. Кому посвящено «Поучение»? Как понять выражение «на санях сидя»? (В дороге? Или в конце жизни?).

2. Основная назидательная часть «Поучения» обычно начиналась с воздания хвалы Богу.

Задание. Определить в начале дидактической части «Поучения» философскую и религиозную идею автора.

Какие практические выводы им делаются на основе этих рассуждений?

3. Только после убедительных доказательств о необходимости руководствоваться в любом поступке человеколюбием (религиозная идея) Владимир Мономах переходит к изложению своих наставлений.

Какие задачи общегосударственного порядка должны решаться правителем в первую очередь? Как автор доказывает правильность своих суждений? (Продуманная внутренняя и внешняя политика, забота о церкви, о подданных).

4. Каким нравственным критериям должен, по мнению Мономаха, соответствовать правитель? (Образованность, трудолюбие, заинтересованность в делах и умение их делать, отвага, решительность).

5. Какие свойства характера необходимо, по мнению автора, воспитать в себе князю? (Милосердие, правдивость и т. д.).

6. Какова концовка «Поучения»? (Произносится снова хвала Богу за ниспосланную долгую жизнь. Просьба к детям не осуждать его за самовосхваление).

Итак, построение текста «Поучения» очень четко: вступление, изложение и заключение.

Задача вступления — привлечь внимание читателя, убедить его в пользе написанного. Затем следуют сами поучения. Тип речи — рассуждение. Наставления подкрепляются ссылками на собственный опыт.

Безупречная логика изложения, богатство словарного запаса, большое количество цитируемых источников, обращения, риторические вопросы — делают труд Мономаха выдающимся памятником древнерусской литературы.

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 09.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar