Главная» 7 класс » Литература

План конспект по литературе 7 класс Уроки 20-(21). «Тарас Бульба»
25.10.2017, 20:17

Цели урока: познакомить учащихся с атмосферой повести, с исторической эпохой, дать представление о различии между исторической истиной и художественными задачами писателя.
Теория литературы: повесть, историческое, эпическое (введение понятий).
Оборудование: иллюстрации к повести, репродукция картины И. Репина «Запорожцы пишут письмо султану» и др.
Литература к уроку: И. Золотусский. Поэзия прозы. Статьи о Гоголе. М.,1987; В. Вересаев. Как работал Гоголь; Г. А. Гуковский. Реализм Гоголя. М., 1958 (и др. изд.); Снежневская М. А. Методическое руководство к учебнику-хрестоматии «Родная литература, 6 класс». М., 1990; В. В. Вересаев. Как работал Гоголь (любое изд.); Ю. В. Манн. Поэтика Гоголя.

Ход урока
I. Краткий исторический экскурс.
Дается учителем или поручается подготовленному ученику. Монгольское нашествие в середине ХII в. привело к окончательному распаду старой Киевской Руси. Земли на востоке (будущая Великороссия) оказались под игом Ордынских ханов; позднее здесь вокруг Москвы возникло новое русское государство. Земли на западе под властью литовских князей, а частично вошли состав Польского королевства В 1569 г. Литва и Польша объединились в единое государство — Речь Посполитую. При этом южные земли Литовского княжества перешли в состав Польши. Это была будущая Украина. Древнерусские земли, оставшиеся в составе литовского княжества, - это теперешняя Белоруссия.
Поляки и литовцы по вероисповеданию были католиками и официальной религией в польско-литовском государстве был католицизм. Но большая часть населения Белоруссии и Украины оставалась православной. Кроме того, со временем многие польские дворяне (по-польски их называли шляхтичами, и это слово прижилось на Украине и в Белоруссии) обзавелись на Украине земельными владениями, и множество украинских крестьян превратилось в их крепостных. Многие украинские и белорусские шляхтичи принимали католичество и воспринимали польский язык и культуру. В 1596 г. в городе Бресте-Литовском была заключена уния (то есть объединение) православной и католической церкви, согласно которой православное население Речи Посполитой должно было признать верховную власть римского папы. Значительная часть украинского населения, однако, пойти на это не захотела, ответом на что стали преследования тех, кто отказывался признать унию. Таким образом, к концу ХVI в. масса украинского населения стала воспринимать польскую католическую шляхту в качестве своего главного врага. На Украине одно за другим стали вспыхивать восстания. Главной силой в них были украинские казаки.
Казаками называли тогда вольных людей, живших в степи и не подчинявшихся государств и его законам. Нередко казаками становили беглые крепостные. Одни казаки жили по южным границам Московского государства (на реках Дон и Яик), другие селились на южных границах тогдашней Польши (на реке Днепр). Центром днепровского казачества была Запорожская Сечь. Называлась она так потому, что располагалась за труднопроходимыми днепровскими порогами и была окружена засеками (укреплениями из поваленных деревьев). Здесь сложилась своеобразная «казацкая республика». Казаки сами выбирали и сами снимали своих атаманов, не признавали распоряжений польского короля и самостоятельно совершали походы против крымских татар и Турции, возвращая на родину захваченных крымчаками пленных и привозя богатую добычу. Женщин в Сечь не пускали.
Отношение польского правительства к казакам было двойственным. В случае войны оно было не прочь использовать прекрасную казацкую пехоту (запорожцы того времени сражались обычно в пешем, а не в конном строю), но в период мира опасалось самостоятельных действий казаков, которые могли спровоцировать ненужную войну с турками, — и вообще смотрело на них как на опасных смутьянов, в любое время готовых обратить оружие против Речи Посполитой.
Н. В. Гоголь намеренно отнес действие своей повести к ХV столетию. Но происходить подобные события должны были или в конце ХVI или в первой половине ХVII в. Именно тогда войны против польского государства стала привычным занятием для запорожских казаков, к которым присоединялось множество крестьян, также желавших пожить вольной казацкой жизнью. Казаки считали себя защитниками христианской веры и православной церкви, что, конечно, не мешало им во время войн с поляками заниматься грабежом и совершать жестокие убийства. Их противники, впрочем, гуманностью тоже не отличались, что вполне было в духе того сурового времени. Гоголь не стал излишне приукрашивать своих героев, скрывая их зачастую свирепые дела — но в то же время он воспел их как бесстрашных защитников своей родины и своей веры.
Гоголевские казаки называют себя русскими, сражаются за Русь — и это не фантазия автора, потому что в то время (и даже во времена Гоголя) украинцы чаще называли себя «русскими». «Русскими» называли также свой язык и свою веру. Это не удивительно, так как понятие «Русь» связано с украинскими землями в не меньшей степени, чем с территорией нынешней России. Именно украинские земли были ядром Киевской Руси, и предания об этом сохранились в исторической памяти всех восточнославянских народов. Сам Гоголь был украинцем и горячим патриотом своей родины (в то время она именовалась Малороссия), что совсем не мешало ему считать себя русским и стать русским (но в то же время и украинским) писателем.
Повесть написана в 1835 г. Это был особый и довольно сложный период в польско-русских отношениях. К тому времени положение дел коренным образом изменилось. В результате казацких восстаний в середине ХVII в. и разделов Польши в конце ХVIII столетия белорусские и большая часть украинских земель вошли в состав русского государства, а позднее там же оказалась и значительная часть польских земель — и в положении угнетенного народа оказались сами поляки. В 1830 г. они восстали, стремясь отвоевать независимость. Русское общество отнеслось к повстанцам враждебно, рассматривая их как бунтовщиков и подозревая в желании отобрать у России Украину и Белоруссию. Среди осудивших восстание были Пушкин, Гоголь и многие другие деятели культуры. Появилось множество сочинений, в которых поляки и католики представали в зловещем или смешном виде, как извечные враги всего русского. Повесть Гоголя, казалось бы, входила в их число. Но почти все эти произведения теперь забыты, а «Тарас Бульба» стал одним из классических произведений русской литературы. Гениальный и искренний писатель создал нечто гораздо большее, чем очередное «патриотическое» произведение антипольской направленности. Более того, он сумел показать и то, что свое польское господство на западнорусских землях основывалось не только на грубой силе, но и на притягательности польской (то есть западной) культуры для многих представителей тогдашнего западнорусского общества.
Пример того трагическая судьба Андрия.

II. Комментированное чтение первых глав с обязательным пояснением непонятных слов и бытовых реалий описываемой эпохи.
— Есть ли сходство между Тарасом Бульбой и героями былин? В чем? В чем различие?
— Найдите в тексте фрагменты, где Тарас и другие запорожцы рисуются как былинные богатыри, где подчеркивается их историческая принадлежность своему времени и месту.
— В каких эпизодах вы можете обнаружить приемы гиперболы (повт. по словарю).
— Почему характеристика Тараса возникает на фоне образа «бедной старушки»? Какие его качества подчеркивает автор?
— Почему автор столь подробно в описании натуры Тараса Бульбы рассказывает о причинах, породивших такую натуру?
— Как в авторской характеристике сочетаются черты собственно личностные, национальные и исторические?
При ответе на эти вопросы предложить ученикам найти фрагменты авторского монолога. Особо обратим внимание на следующие отрывки: «Это был один из тех характеров...» (типизация), «... могли возникнуть только в тяжелый ХV век...» (историческая типизация). Важно обратить внимание на то, что Гоголь считает казачество скорее выражением «русского духа» (способность к крайним проявлениям — от «мирного» до «разгульного»), нежели историческим или национальным слоем.

III. Реализация домашнего задания.
Переходя от характера Тараса к способам создания его образа, предложим учащимся воспользоваться «домашними» находками. Попробуем на доске составить портрет Тараса: нарисуем большой круг и разделим его на три сектора. Сразу же скажем ребятам, что круг — это знак законченности.

Первый сектор — самохарактеристика героя; второй сектор — авторские отступления (здесь мы расскажем, от чего он «отступает» — сюжет и внесюжетные элементы), посвященные характеристике героя, его обобщение. В третьем секторе окажутся сопоставления, косвенные характеристики героя.
Такая форма проверки домашнего задания позволяет, во-первых, проверить знание текста практически у всего класса, во-вторых, дать представление (как эмпирическое, так и наглядное) о понятии «образ»; дать представление о сюжетно-динамических способах создания образа и внесюжетных (авторских и косвенных характеристиках) и невозможности их осуществления вне взаимосвязи друг с другом. Самое же главное заключается в том, что мы приходим к выявлению лирического (авторские отступления) и лирического начал исторической повести.
Образ — законченное целое, совокупность всех характеристик и поступков).

Домашнее задание.
1. Читать параграф учебника, составить краткий план.
2. Составить рассказ о Тарасе Бульбе по 1 главе.
3. Дочитать повесть до конца.
4. Найти и выделить в повести моменты, где выявляются: вера, патриотизм, товарищество, вольность.

Информация для учителя
Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» входит в сборник «Миргород», появившийся в печати в 1835 году. Повесть никогда не выходила при жизни писателя отдельным изданием. И это не случайно. «Миргородский цикл» состоит из достаточно разнообразных повестей, объединению которых способствовал определенный авторский замысел. Народно-героическая эпопея «Тарас Бульба» и фантастическая повесть «Вий» объединены с зарисовками жизни провинциальных помещиков «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и «Старосветские помещики». Пошлой и серой жизни обитателей усадеб и захолустных городов противопоставлена мечта писателя об иной жизни, в которой существуют другие люди, другие отношения, где людей объединяет нечто более высокое, чем ничтожные стремления, где есть вера в победу, идея свободы, чувство любви к Отчизне. Повести «Миргорода» объединены скорее по принципу противоположности. Они более различны, чем схожи. Но именно эта разнородность позволила писателю широко охватить действительность, показать разнообразные стороны человеческой жизни.
Повесть «Тарас Бульба» выделяется из повестей цикла. В ней писатель обращается к иной сфере жизни, к историческому прошлому. Над «Тарасом Бульбой» Гоголь работал с огромным увлечением, образы произведения волновали его на протяжении нескольких лет, повесть имела две редакции, существенно отличавшиеся друг от друга.
Для русской литературы 20—30-х годов ХIХ века характерен интерес к истории. В это время Пушкин пишет «Арапа Петра Великого» и «Капитанскую дочку», Лермонтов работает над романом «Вадим», Загоскин печатает «Юрия Милославского», создаются другие произведения. Такое пристальное внимание к историческому прошлому не случайно. Оно обусловлено временем, изменениями, происходившими в российском обществе. Декабристская эпоха в русской жизни поставила перед прогрессивными людьми много вопросов: о силах и законах, управляющих обществом, об общественном развитии, о роли народа в историческом процессе. Обращение к прошлому помогало найти ответы на многие вопросы, вставшие перед людьми, понять происходящее в настоящем и предугадать будущее.
События, изображенные Гоголем, относятся ко времени освободительного движения на Украине ХV—ХVII веков. Польская шляхта, турки, захватывающие и продающие в плен людей, татарские полчища — со всеми ними вело борьбу украинское казачество. Защита национальной независимости, государственной самостоятельности часто была неотделима от борьбы за веру, за утверждение православной церкви. Украинская национальная тематика была достаточно представлена в русской литературе, в частности, в творчестве поэтов-декабристов. Интерес к украинской истории возник у самого Гоголя давно, в 1833—1834 годам. Он занимался историей Украины, собираясь написать научный труд. Труд этот не был создан, но материалы, относящиеся к жизни казачества, были использованы им в работе над «Тарасом Бульбой».
Интерес к истории казачества впервые воплотился в творчестве писателя в цикле повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», в которых описана украинская народная жизнь и украинские народные характеры. В «Вечерах...» отражен народный взгляд на жизнь и намечены темы, которые получат развитие в «Тарасе Бульбе»: тема борьбы украинского народа с врагами, мечта о справедливом общественном устройстве, изображение народной жизни, тема вольности, свободы.
Возвратимся к мысли об идейно-художественной соотнесенности двух повестей, входящих в сборник «Миргород»: «Тараса Бульбы» и «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Объединение столь разных повестей в одном сборнике обоснованно. В чем же смысл этого объединения? В повести «Тарас Бульба» Гоголь рисует яркие, сильные, героические характеры, а в «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» показаны мелкие, ничтожные люди. Что делает людей такими разными? Почему в одном времени живут Тарасы и Остапы, а в другом — Иваны Ивановичи и Иваны Никифоровичи? Время действия в «Тарасе Бульбе» отнесено к прошлому. Именно в прошлом видятся Гоголю духовно свободные и могучие люди. Идея отнесения идеала в прошлое характерна для романтического мировосприятия, и героическая эпопея «Тарас Бульба» романтична и своей идеей и своими характерами. Объединив в цикле две разные повести. Гоголь противопоставляет настоящую жизнь той мечте, которая видится писателю в прошлом. В прошлом были сильные и прекрасные люди, в настоящем их нет. Но могут ли они быть? Этот вопрос писатель задает и себе и читателю. Показывая, какими были люди, Гоголь внушает читателю мысль: настоящие люди (те же Иваны) могут и должны быть другими. Герои гоголевской Сечи — это высокий идеал, но каждый человек, живущий позже, имеет достаточно достойных качеств, чтобы приблизиться к этому идеалу.
 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar