Главная» 7 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 7 класс Уроки 81—82. Сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья»
03.09.2016, 13:30

Уроки 81—82. Сочинение по картине
Е. Н. Широкова «Друзья»
Цели: совершенствовать навык выражения мыслей в письменной форме; развивать умение соотносить живописный и словесный образы; учить выполнять задания на основе прочитанного текста; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
Личностные УУД. Укрепление нравственных основ личности. Умение работать самостоятельно. Познавательные УУД. Построение высказываний в устной и письменной форме. Коммуникативные УУД. Умение точно и ясно излагать свои мысли. Умение вступать в диалог и вести беседу.
Ход уроков
Мотивационное начало урока. Слово учителя. Беседа о домашних питомцах, об их любви и привязанности к своим хозяевам. Приводим примеры верности домашних питомцев; вспоминаем, что в г. Тольятти есть памятник овчарке по кличке Костик (Константин — постоянный, верный), которая несколько лет ожидала на обочине шоссе своих хозяев, погибших в автомобильной аварии.3
I. Беседа по вопросам к упр. 273:
— Почему Е. Н. Широков назвал свою картину «Друзья»? (На картине Широкова изображены мальчик и его собака. Любой домашний питомец — друг. Но собаки особенно эмоциональны, они чувствуют своего хозяина, и хозяева понимают их без слов. Собака — это животное, которое является образцом верности, преданности. Если хозяин заботится о собаке, внимателен к ней, то и она отвечает ему взаимностью.)
— В каком настроении оба персонажа? Какие жесты, выражение лица, поза мальчика говорят о том, что он огорчён? (Картина проникнута настроением грусти, задумчивости, погружённости в переживание. Глаза мальчика опущены — он чем-то огорчён. Собака тоскует так же, как хозяин. Её взгляд серьёзный и умный. Она спокойно лежит, но одно ухо поднято, то есть внешне спокойная, она чутко улавливает происходящее вокруг и прежде всего настроение своего хозяина. Мальчик положил руку на спину собаки — это жест ласкового хозяина и жест, передающий сходство внутреннего состояния персонажей. Фигуры мальчика и собаки образуют треугольник, являющийся композиционным центром картины. Цвета глубокие, сдержанные, преобладают тёмные оттенки: тёмно-синий, тёмно-красный, чёрная спина собаки, серая стена. Угловатые линии (перспектива угла комнаты, плечи мальчика, его сандалии, жёсткие складки одежды и подстилки) и бордовый цвет коврика передают остроту переживаний, создают тревожное настроение.)
— Что могло произойти до того момента, который изображён на картине? (Может быть, собака заболела, или мальчик поссорился с кем-то, или произошло что-то грустное в его семье.)
— Каков художественный смысл картины? Для чего художник её написал? Какой важной мыслью он делится со зрителем? (Средствами живописи Широков утверждает мысль о красоте истинной дружбы, о том, что верными друзьями бывают не только люди, но и животные. Они сопереживают человеку, понимают и поддерживают его. А человек отвечает четвероногому другу тем же. Настоящая дружба — большая редкость. Чутких и преданных друзей надо беречь как особый дар.)
II. Работа с текстом «Друг человека». Читают текст; определяют тему и основную мысль. Отвечают на вопросы:
Как перекликается содержание текста с картиной? (И на картине, и в тексте переданы привязанность и понимание между человеком и собакой; утверждается мысль о том, что собаки способны переживать «человеческое чувство». Оба художника — художник слова и художник кисти — обращают внимание на собачьи глаза, «как будто освещённые настоящим светом разума».)4
— Какие слова и выражения в тексте М. Пришвина свидетельствуют о том, что собака способна переживать человеческие чувства?
Друг человека
■ (1) Бывает, собака-щенок, играя с бумажкой, привязанной на ниточку, вдруг что-то заметит, может быть, даже разгадает секрет игры и глазами, как будто освещёнными настоящим светом разума, заглянет в глаза самому человеку.
(2) Я понимаю, если собака моя ложится на пол и прижимается непременно к моей ноге, это для того, чтобы во время её сна я не ушёл. (3) Понимаю её, как собаку. (4) Но вот ночью, когда идти некуда, она проснулась, ей стало не по себе почему-то, и она, взяв зубами своими свой тюфячок, подтащила к моей кровати на другой стороне комнаты и уснула, и была довольна, что спала не с печкой, а рядом с человеком.
(5) Это у неё человеческое чувство одиночества и жажда близости, и это от человека у неё.
(6) Я иногда думаю предложить эту догадку, что природа вся со всеми своими обитателями знает гораздо больше, чем мы думаем, но они не только не могут записать за собой, но даже лишены возможности вымолвить слово.
(7) — Лада, милая моя собачка, что ты скажешь? (8) Ну, собирайся, друг, шепни одно только человеческое слово — и мы с тобой победим весь мир зла!
(9) Так я не раз говорю своей Ладе, когда она положит мне голову на плечо и страстным хрипом пытается высказать свою признательность и любовь.
IV. Тестовые задания (на основе прочитанного текста).
1. Какая микро-тема отсутствует в тексте?
а) Свет разума в собачьих глазах.
б) Собаки могут испытывать чувство одиночества.
в) Почему животные не умеют говорить?
г) Животные знают гораздо больше, чем мы можем себе представить.
2. Подберите синоним к слову вымолвить из предложения 6. Запишите этот синоним. Сказать, произнести.
3. Из предложений 2, 4, 5, 8 выберите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
4. Укажите слово с безударной непроверяемой гласной в корне.
а) разгадает в) обитателями
б) предложить г) секрет
Из предложений 1—3 выпишите слова, написание которых соответствует правилу: «Две буквы н пишутся в суффиксах полных5
страдательных причастий прошедшего времени, образованных от глаголов совершенного вида». Привязанный, освещёнными.
5. Среди предложений 2—5 найдите предложение с деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения. 4.
6. Среди предложений 7—9 найдите предложения с обращением. Напишите номера этих предложений. 7, 8.
V. Домашнее задание. Упр. 273.

 

Добавил: SweetyGirl |
Просмотров: | Размещено до: 03.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar