Главная» 8 класс » Биология

План конспект по биологии 8 класс Урок 10 Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. Строение костей
02.10.2016, 15:07

Урок 10

Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. Строение костей

Цели урока: раскрыть основные функции опорно-дви- гательной системы; сформировать знания о строении и свойствах костей, их химическом составе, об особенно­стях их роста в длину и толщину; показать взаимосвязь строения костей и выполняемых ими функций.

Тип урока: изучение нового материала с элементами лабораторных исследований.

Методы обучения:                            информационно-рецептивный,

проблемного изложения материала, частично поисковый.

Формы организации учебной деятельности: индиви­дуальная, фронтальная, парная.

Средства обучения: учебник, ЦОР, компьютер, мульти- медиапроектор, распилы костей, прокаленные и декаль- цинированные кости, микроскопы, микропрепараты костной ткани.

Предметный результат обучения:

  • знать особенности химического состава, строения и свойства костей, обеспечивающие выполнение функ­ций опорно-двигательной системы.

Метапредметные результаты обучения:

  • познавательные— ориентироваться в текстах, вы­делять основную и второстепенную информацию, вла­деть элементами исследовательской деятельности;
  • регулятивные — самостоятельно создавать алго­ритмы деятельности при решении поисковых задач;
  • коммуникативные — полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, вступать в диалог; эффективно работать в паре при реше­нии учебной задачи.

Личностный результат обучения:

  • познавательный интерес, направленный на изуче­ние организма человека, в том числе в деятельности с ис­пользованием ИКТ-средств.

Ход урока

I.                             Организационный этап и актуализация знаний

Демонстрация фрагмента видеофильма «Опорно­двигательная система».

Если вы хотите воспитать ум ва­шего ученика, воспитывайте силы, которыми он должен управлять. Постоянно упражняйте его тело; де­лайте его здоровым и сильным; пусть он работает, действует, бегает, кри­чит; пусть всегда находится в движе­нии; пусть будет он человеком по си­ле, и вскоре он станет им по разуму...

Ж. Руссо

Н! Постановка проблемного вопроса к уроку:

Большая берцовая кость в вертикальном положе­нии может выдержать груз массой 1500 кг, хотя ее масса только 0,2 кг. Как вы думаете: почему кость, несмотря на свою легкость, столь прочна, тверда и упруга?

II.                           Изучение нового материала

1.                           Беседа по вопросам.

—                                   Из чего состоит опорно-двигательная система? Скелет и мышцы работают как единая целостная

система.

—                           Какие образования связывают кости скелета и мышцы?

Учащимся предлагается пофантазировать, каки­ми бы они были, если бы у них не было скелета. В хо­де обсуждения учащиеся делают вывод о значении опорно-двигательной системы и заполняют в тетра­ди предложенную опорную схему. Учитель дополня­ет ответы учащихся, направляет и корректирует их деятельность.

Опорно-двигательная система

_________ у_________ ____________________________ £___

Активная часть <--------------------------------------------- > Пассивная часть

Функции опорно-двигательной системы

Энергетическая

|------------------- -> (превращение химической энергии

g                                в механическую и тепловую)

s

и                                                                                                       

S _________________  Двигательная

?                                <______________________________________________________ )

Ф                                                                                                                                                                             

3 ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

^ _________________  Формообразовательная

___________  )

Опорная

?                         <---------------------------------------------------- >

с                                                                                                        

ф                                                                                                                                                                              

^                               Защитная

I                      * (--------------------------------------------------------------- )

ф                                                                                                                                                                              

| ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

5 _________________ ^ Запасающая (депо кальция, фосфора,

минеральных веществ)

е ------------------------------------------

5                            ^ Кроветворная

___________        1 С.                                                                                              )

2.                              Эксперимент по изучению химического соста­ва кости.

Просмотр слайд-шоу «Строение кости, химиче­ский состав». Ученики-помощники демонстрируют опыт и описывают его результаты.

3.                              Фронтальная беседа по вопросам.

—                              Какие опыты доказывают наличие в кости не­органических и органических веществ?

—                              Как доказать, что органические вещества при­дают кости гибкость и упругость, а неорганиче­ские — твердость и прочность?

В ходе демонстрации эксперимента учащиеся со­ставляют в тетради схему «Химический состав кос­тей» и делают вывод.

Химический состав костей

_____________________________________  ______________________________________

________________ i_________ ___________________________

Белки (коллаген) 12,5%                                                 Вода 20%

----------------------------------  Придают костям -----------------------------------

__________________________________  свойства (какие?) _________________________________

Экспериментальное доказательство наличия веществ в костях

_______________ Y________________________                                                       т_____

органических                                                                                                   неорганических

У детей в костях содержится больше органиче­ских веществ. Их кости более упругие и эластичные. С возрастом в костях увеличивается содержание со­лей.

4.                          Учащиеся обсуждают вопросы.

1)                          Состав костной ткани человека в течение всей его жизни постоянен или изменяется? И если изме­няется, то каким образом?

2)                          Самыми гибкими и эластичными косточками обладают грудные дети. Почему? Зачем природа сде­лала так, что новорожденные дети, при всей своей беззащитности, еще и косточки имеют самые гиб­кие, нетвердые?

3)                          Врачи не рекомендуют слишком рано ставить на ноги грудных детей. Почему в три месяца ребенка на ножки ставить нельзя, а в шесть — уже можно? Что может измениться за три месяца?

4)                          Кормящим мамам врачи рекомендуют употреб­лять в пищу продукты, богатые кальцием. И детям с четырех месяцев в рацион добавляют творог, мо­лочно-кислые продукты. В материнском молоке сба­лансировано содержание белков и минеральных со­лей, витаминов. Если этот баланс нарушен, то кости детей становятся мягкими, деформируются, разви­вается рахит. Какие бы вы дали рекомендации отно­сительно диеты в разные периоды жизни ребенка?

5)                          Почему у людей пожилого возраста чаще на­блюдаются переломы и медленно восстанавливается целостность костной ткани?

5.                          Демонстрация ЦОР «Строение и свойства ко­стей». Организация и проведение лабораторной рабо­ты «Микроскопическое строение кости». Учебная де­ятельность организуется в парах или группах. Учащи­еся выполняют задания, предложенные в учебнике.

6.                          Самостоятельная работа с § 10 учебника и раз­даточным материалом.

Вариант 1. Раздаточный материал: кости чере­па, кости таза, лопатка, плечевая и бедренная ко­сти, отдельный позвонок. Постановка и обсужде­ние вопроса:

— Можно ли по форме кости определить ее функ­ции?

Учащиеся составляют классификацию типов ко­стей (по строению) и объясняют, как особенности строения трубчатых, губчатых и плоских костей связаны с выполняемыми функциями.

Вариант 2. Раздаточный материал: плечевая, бедренная кости; рисунки, иллюстрирующие кости, сросшиеся после переломов. Постановка и обсуж­дение вопросов.

  • Докажите, что кость — живой орган.

—                              Как происходит рост кости в длину и толщину?

—                              Какие изменения мы можем наблюдать в ко­стях, сросшихся после переломов?

III.                              Закрепление нового материала и рефлексия

А. Какие особенности в химическом составе и

строении костей обеспечивают их высокую проч­ность при относительной легкости?

Б. Методический прием «Микрофон». Какие мо­менты урока вам запомнились больше всего? Оцени­те свою деятельность: что вызвало затруднения; что в следующий раз вы сделали бы по-другому?

IV.                              Домашнее задание

§ 10 учебника; закончить оформление опорных схем.

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 02.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar