Главная» 8 класс » Биология

План конспект по биологии 8 класс Урок 11 Скелет человека. Осевой скелет
02.10.2016, 15:07

Урок 11
Скелет человека. Осевой скелет
Цель урока: сформировать знания о строении и функ¬циях основных отделов осевого скелета человека (черепа и позвоночника).
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения:    информационно-рецептивный,
проблемного изложения материала, частично поисковый.
Формы организации учебной деятельности: индиви¬дуальная, фронтальная.
Средства обучения: учебник, компьютер, мультимедиа- проектор, ЦОР, скелеты человека и млекопитающих.
Предметные результаты обучения:
—    называть и показывать на модели скелета человека основные элементы строения черепа и позвоночника че¬ловека;
—    объяснять взаимосвязь гибкости тела человека и строения его позвоночника.
Метапредметные результаты обучения:
—    познавательные — находить самостоятельно и об¬рабатывать информацию, необходимую для решения по¬ставленных учебных задач;
—    регулятивные — контролировать и оценивать ре¬зультаты деятельности, вносить коррективы в их выполне¬ние;
—    коммуникативные — полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, всту¬пать в диалог; работать совместно в атмосфере сотрудни¬чества.
Личностные результаты обучения:
—    осознавать практическую ценность знаний по ана¬томии, физиологии и гигиене человека;
—    проявлять познавательный интерес, направленный на изучение скелета человека, в том числе в деятельности с использованием ИКТ-средств.
Ход урока
I.    Организационный этап и проверка домашнего задания
1.    Проверка знаний учащихся с использованием дидактических карточек с индивидуальными зада¬ниями (пять-шесть учеников выполняют задания на первых партах).
2.    Работа у доски (2 ученика).
Задание 1. Зарисовать строение компактного ве¬щества кости, подписать его структурные элементы. Чем отличаются по строению компактное и губчатое вещество кости? Чем объясняется высокая проч¬ность костей?
Задание 2. Составить классификацию типов ко¬стей (по форме и строению). Объяснить, чем разли¬чаются трубчатые, плоские и губчатые кости.
3.    Фронтальная беседа с классом, обсуждение во¬просов.
—    Как доказать, что кость — это живой орган?
—    Какие изменения происходят в костях в тече¬ние жизни человека?
II.    Актуализация знаний
Поисковая беседа с использованием учебных таб¬лиц по вопросам.
—    Что такое скелет? Какие отделы скелета мож¬но выделить у млекопитающих и человека?
—    Какие отделы позвоночника имеют млекопи-тающие (собака) и человек?
—    Какие части скелета относятся к осевому, а ка¬кие — к добавочному скелету? Предположите, поче¬му их так называют.
—    Какие функции выполняет скелет?
Учитель. Скелет выполняет не только защит¬ную функцию, но и является опорным каркасом, ко¬торый фиксирует разные части организма в опреде¬ленном положении. Подвижность и гибкость скеле¬та обеспечивают суставы, хрящи и связки.
III.    Изучение нового материала
1.    Просмотр ЦОР о строении черепа с коммента-риями.
2.    Фронтальная работа с рисунками учебника и беседа по вопросам:
1)    Рассмотрите рис. 27 и назовите кости, состав¬ляющие мозговой и лицевой отделы черепа. Какие из костей черепа относятся к непарным, а какие — к парным?
2)    Какие функции выполняет череп?
3.    Просмотр ЦОР о позвоночнике, знакомство учащихся с основными отделами позвоночника и по¬звонками, входящими в его состав. Фронтальная бе¬седа по вопросам.
—    Рассмотрите рис. 28 и назовите отделы позво-ночника.
—    Назовите количество позвонков в каждом из отделов позвоночника. Какое значение имеют изги¬бы позвоночника?
—    Какое значение имеют хрящевые диски между позвонками?
—    Используя рис. 30 учебника, объясните, какие особенности строения имеют два первых шейных по¬звонка (эпистрофей и атлант).
—    Используя рис. 31 учебника, назовите кости, которые формируют грудную клетку человека.
—    Сколько пар ребер прикрепляются к грудине?
—    Сколько пар свободных ребер?
—    Какие особенности строения имеет крестец и копчик?
TV. Закрепление нового материала и рефлексия
A.    Задание в тестовой форме.
1.    В состав мозгового отдела черепа входят кости:
а)    затылочная    б) скуловые    в) носовая
г) теменные    д) височные    е) лобная
2.    В состав лицевого отдела черепа входят кости:
а)    лобная    б) нижнечелюстная
в)    верхнечелюстная    г) височные
д)    скуловые    е) носовая
3.    Позвоночник человека состоит из ... позвонков:
а)    20    б) 33—34    в) 43—44
4.    По сколько позвонков в поясничном, крестцо¬вом, копчиковом отделах позвоночника:
а)    4    6)5    в) 6    г) 7
5.    Грудная клетка состоит из
а)    поясничных позвонков
б)    грудных позвонков
в)    12 пар ребер
г)    грудины
д)    киля
6.    Размеры и масса позвонков увеличиваются от:
а)    поясничного отдела к шейному
б)    шейного отдела к поясничному
в)    поясничного отдела к копчиковому
Б. Оформите таблицу «Скелет человека» и нач¬ните ее заполнение в тетради.
Отдел Отдел Кости, образующие Типы    ^ип
тела скелета отдел скелета    костей соединения
костей
B.    Метод «Дельта плюс» (формирует умение оце-нивать себя и действия других). Учитель предлагает оценить сначала позитивные стороны урока, а затем те моменты, которые можно было бы изменить и улучшить. Заслушиваются и анализируются кон¬структивные предложения учащихся.
V.    Домашнее задание
§ 11 учебника; заполнить таблицу «Скелет чело¬века».

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 02.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar