Урок 11
Скелет человека. Осевой скелет
Цель урока: сформировать знания о строении и функ¬циях основных отделов осевого скелета человека (черепа и позвоночника).
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: информационно-рецептивный,
проблемного изложения материала, частично поисковый.
Формы организации учебной деятельности: индиви¬дуальная, фронтальная.
Средства обучения: учебник, компьютер, мультимедиа- проектор, ЦОР, скелеты человека и млекопитающих.
Предметные результаты обучения:
— называть и показывать на модели скелета человека основные элементы строения черепа и позвоночника че¬ловека;
— объяснять взаимосвязь гибкости тела человека и строения его позвоночника.
Метапредметные результаты обучения:
— познавательные — находить самостоятельно и об¬рабатывать информацию, необходимую для решения по¬ставленных учебных задач;
— регулятивные — контролировать и оценивать ре¬зультаты деятельности, вносить коррективы в их выполне¬ние;
— коммуникативные — полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, всту¬пать в диалог; работать совместно в атмосфере сотрудни¬чества.
Личностные результаты обучения:
— осознавать практическую ценность знаний по ана¬томии, физиологии и гигиене человека;
— проявлять познавательный интерес, направленный на изучение скелета человека, в том числе в деятельности с использованием ИКТ-средств.
Ход урока
I. Организационный этап и проверка домашнего задания
1. Проверка знаний учащихся с использованием дидактических карточек с индивидуальными зада¬ниями (пять-шесть учеников выполняют задания на первых партах).
2. Работа у доски (2 ученика).
Задание 1. Зарисовать строение компактного ве¬щества кости, подписать его структурные элементы. Чем отличаются по строению компактное и губчатое вещество кости? Чем объясняется высокая проч¬ность костей?
Задание 2. Составить классификацию типов ко¬стей (по форме и строению). Объяснить, чем разли¬чаются трубчатые, плоские и губчатые кости.
3. Фронтальная беседа с классом, обсуждение во¬просов.
— Как доказать, что кость — это живой орган?
— Какие изменения происходят в костях в тече¬ние жизни человека?
II. Актуализация знаний
Поисковая беседа с использованием учебных таб¬лиц по вопросам.
— Что такое скелет? Какие отделы скелета мож¬но выделить у млекопитающих и человека?
— Какие отделы позвоночника имеют млекопи-тающие (собака) и человек?
— Какие части скелета относятся к осевому, а ка¬кие — к добавочному скелету? Предположите, поче¬му их так называют.
— Какие функции выполняет скелет?
Учитель. Скелет выполняет не только защит¬ную функцию, но и является опорным каркасом, ко¬торый фиксирует разные части организма в опреде¬ленном положении. Подвижность и гибкость скеле¬та обеспечивают суставы, хрящи и связки.
III. Изучение нового материала
1. Просмотр ЦОР о строении черепа с коммента-риями.
2. Фронтальная работа с рисунками учебника и беседа по вопросам:
1) Рассмотрите рис. 27 и назовите кости, состав¬ляющие мозговой и лицевой отделы черепа. Какие из костей черепа относятся к непарным, а какие — к парным?
2) Какие функции выполняет череп?
3. Просмотр ЦОР о позвоночнике, знакомство учащихся с основными отделами позвоночника и по¬звонками, входящими в его состав. Фронтальная бе¬седа по вопросам.
— Рассмотрите рис. 28 и назовите отделы позво-ночника.
— Назовите количество позвонков в каждом из отделов позвоночника. Какое значение имеют изги¬бы позвоночника?
— Какое значение имеют хрящевые диски между позвонками?
— Используя рис. 30 учебника, объясните, какие особенности строения имеют два первых шейных по¬звонка (эпистрофей и атлант).
— Используя рис. 31 учебника, назовите кости, которые формируют грудную клетку человека.
— Сколько пар ребер прикрепляются к грудине?
— Сколько пар свободных ребер?
— Какие особенности строения имеет крестец и копчик?
TV. Закрепление нового материала и рефлексия
A. Задание в тестовой форме.
1. В состав мозгового отдела черепа входят кости:
а) затылочная б) скуловые в) носовая
г) теменные д) височные е) лобная
2. В состав лицевого отдела черепа входят кости:
а) лобная б) нижнечелюстная
в) верхнечелюстная г) височные
д) скуловые е) носовая
3. Позвоночник человека состоит из ... позвонков:
а) 20 б) 33—34 в) 43—44
4. По сколько позвонков в поясничном, крестцо¬вом, копчиковом отделах позвоночника:
а) 4 6)5 в) 6 г) 7
5. Грудная клетка состоит из
а) поясничных позвонков
б) грудных позвонков
в) 12 пар ребер
г) грудины
д) киля
6. Размеры и масса позвонков увеличиваются от:
а) поясничного отдела к шейному
б) шейного отдела к поясничному
в) поясничного отдела к копчиковому
Б. Оформите таблицу «Скелет человека» и нач¬ните ее заполнение в тетради.
Отдел Отдел Кости, образующие Типы ^ип
тела скелета отдел скелета костей соединения
костей
B. Метод «Дельта плюс» (формирует умение оце-нивать себя и действия других). Учитель предлагает оценить сначала позитивные стороны урока, а затем те моменты, которые можно было бы изменить и улучшить. Заслушиваются и анализируются кон¬структивные предложения учащихся.
V. Домашнее задание
§ 11 учебника; заполнить таблицу «Скелет чело¬века».