Главная» 8 класс » Биология

План конспект по биологии 8 класс Урок 15 Осанка. Предупреждение плоскостопия
02.10.2016, 15:15

Урок 15
Осанка. Предупреждение плоскостопия
Цели урока: углубить представления учащихся о пра¬вильной осанке; раскрыть влияние физических упражне¬ний на формирование опорно-двигательной системы че¬ловека; выяснить отрицательные последствия нарушения осанки и плоскостопия.
Тип урока: комбинированный, с элементами практи¬ческих исследований.
Методы обучения:    информационно-рецептивный,
проблемного изложения материала, частично поисковый.
Формы организации учебной деятельности: индиви¬дуальная, фронтальная, парная.
Средства обучения: учебник, компьютер, мультимедиа¬проектор, ЦОР.
Предметный результат обучения:
—    указывать признаки правильной осанки и правиль¬ного строения стопы; описывать нарушения осанки и их последствия. 
—    познавательные — анализировать, обрабатывать и интерпретировать информацию, полученную на основе самонаблюдений и жизненного опыта; строить логиче¬скую цепочку рассуждений;
—    регулятивные — контролировать и оценивать ре¬зультаты собственной деятельности, вносить коррективы в их выполнение;
—    коммуникативные — полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, всту¬пать в диалог и дискуссию; координировать в ходе сотруд¬ничества разные точки зрения.
Личностные результаты обучения:
—    понимать значение физических упражнений и ак¬тивного образа жизни для нормального развития и функ¬ционирования опорно-двигательной системы.
—    формировать ответственное, бережное отношение к собственному здоровью и здоровью других людей.
Ход урока
I.    Организационный этап и проверка домашнего задания
Работа в парах. Учащиеся письменно на отдель¬ных листах отвечают на вопросы, затем обменива¬ются с целью взаимопроверки и оценивания.
Вариант 1
1.    Какой процесс возникает в мышечном волокне в ответ на поступающие по нерву импульсы?
2.    Как проявляется возбуждение мышечного во¬локна?
3.    От чего зависит сила сокращения мышцы?
4.    При каких условиях утомление в работающей мышце развивается медленнее?
Вариант 2
1.    Почему человек с развитой мускулатурой обла¬дает большей силой?
2.    Почему в работающей мышце развивается утомление?
3.    Откуда мышцы получают энергию для сокра¬щения?
4.    Чем полезен активный отдых? 
II.    Актуализация знаний
Движение как таковое может по своему действию заменить любое ле¬карство, но все средства мира не в со¬стоянии заменить действие движе¬ния...
Тиссо
Активный подвижный образ жизни — одно из обязательных условий гармоничного развития чело¬века. Еще великие мыслители древности — Платон, Аристотель, Сократ отмечали положительное влия¬ние движений на организм и сами до глубокой старо¬сти занимались гимнастикой.
Хочешь быть здоровым — бегай. Хочешь быть красивым. — бегай. Хочешь быть умным — бегай. Так говорили древние греки.
Постановка и обсуждение проблемных вопросов.
—    Чем же отличается опорно-двигательная сис¬тема нетренированного и тренированного спортив¬ного человека?
—    Как изменяется количество мышечных воло¬кон в скелетных мышцах по мере их тренировки?
—    К каким последствиям может приводить мало-подвижный образ жизни (гиподинамия)?
У физически развитых, тренированных людей:
—    костный аппарат более прочный вследствие утолщения компактного вещества костной ткани;
—    возрастает мышечная масса, увеличивается сила мышц;
—    уменьшается количество жировой ткани;
—    тренируется сердечная мышца;
—    ускоряются обменные процессы;
—    улучшается кровообращение, лимфообраще¬ние;
—    улучшается координация деятельности всех органов со стороны ЦНС.
III.    Изучение нового материала
Вниманию учащихся предлагаются описания ситуаций, в которых характеризуются нарушения опорно-двигательного аппарата. К каждой ситуации предлагается несколько вопросов с вариантами отве¬тов, из которых один правильный. Учащиеся нахо¬дят правильные ответы, после чего учитель органи¬зует коллективное обсуждение проблемы.
Ситуация 1
Маша училась на втором курсе медицинского университета и случайно на улице встретилась со своим одноклассником, которого уже давно не виде¬ла. Он шел усталой, шаркающей походкой, на чуть согнутых ногах. Голова была опущена, его сутулая спина и сведенные плечи, на которых куртка висела мешком, производили грустное впечатление.
1.    Что такое осанка?
1)    Положение туловища при движении.
2)    Положение головы при стоянии или сидении.
3)    Привычное положение тела при стоянии, сиде¬нии, ходьбе.
2.    По каким признакам в данной ситуации мож¬но судить о неправильной осанке?
3.    Влияет ли неправильная осанка: на внешность человека; положение его внутренних органов?
4.    Почему важно соблюдать правильную осанку?
Ситуация 2
Одиннадцатиклассник Андрей поступил на под¬готовительные курсы по физике, которые он посе¬щал после школы. Мальчику постоянно приходи¬лось носить с собой дополнительную литературу и учебники (чаще всего в правой руке).
Так прошел год. Весной в школе была медкомис¬сия. Андрей пожаловался на боли в спине. Осмотрев ученика, врач отметил, что правое плечо и лопатка у него значительно выше левой.
1.    Предположите, какой вид искривления позво-ночника выявил врач?
А. Сколиоз Б. Лордоз В. Кифоз
2.    Что в данном случае могло стать причиной ис-кривления позвоночника?
3.    Что помогло бы избежать таких последствий?
4.    Что бы вы порекомендовали для лечения Анд¬рея?
Ситуация 3
Светлана пришла на школьную дискотеку в туф¬лях на высоких каблуках. Она себя чувствовала та¬кой взрослой и красивой. Но совсем скоро девушка
почувствовала боль в ногах и от танцев пришлось отказаться.
1.    Предположите, что могло стать причиной боли в ногах?
1)    Продолжительные танцы.
2)    Туфли на высоких каблуках.
3)    Дальнее расстояние, которое пришлось пройти до школы.
2.    Может ли ношение обуви на высоких каблуках отразиться на состоянии здоровья человека?
3.    Предположите, может ли постоянное ношение обуви на высоких каблуках вызывать плоскостопие? искривление большого пальца стопы?
IV.    Закрепление нового материала и рефлексия
А. Просмотр и обсуждение ЦОР о нарушении
осанки и его предупреждении и о плоскостопии.
Б. Организация и проведение практической рабо¬ты «Выявление нарушений осанки и плоскостопия». Учебная деятельность организуется в парах или группах. Учащиеся выполняют задания, предло¬женные в учебнике (часть 1 — до плоскостопия), формулируют признаки правильной осанки и прави¬ла по предупреждению нарушений осанки.
V.    Домашнее задание
§ 15 учебника; закончить оформление практиче¬ской работы (часть 2 — по изучению плоскостопия), сформулировать правила по предупреждению пло¬скостопия.

 

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 02.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar