Главная» 8 класс » Биология

План конспект по биологии 8 класс Урок 17 Внутренняя среда организма
02.10.2016, 15:17

Урок 17
Внутренняя среда организма
Цели урока: сформировать знания о внутренней среде организма, раскрыть ее роль в организме человека; рассмотреть связь между особенностями строения форменных элементов крови и их функциями.
Тип урока: изучение нового материала с элементами лабораторных исследований.
Методы обучения:    информационно-рецептивный,
проблемного изложения материала, частично поисковый.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная.
Средства обучения: учебник, компьютер, мультимедиапроектор, ЦОР, микроскоп, микропрепараты крови человека и лягушки.
Предметные результаты обучения:
—    называть состав внутренней среды организма, объяснять взаимосвязь между ее компонентами;
—    знать состав крови; строение форменных элементов крови в связи с выполняемыми функциями;
—    распознавать клетки крови на готовых микропрепаратах;
—    описывать процесс свертывания крови.
Метапредметные результаты обучения:
—    познавательные — выделять значимые функциональные связи между частями целого, уметь выбирать критерии для сравнения объектов; строить логическую цепочку рассуждений;
—    регулятивные— контролировать результаты собственной деятельности, вносить коррективы в их выполнение, оценивать учебные достижения;
—    коммуникативные — полно и точно выражать свои мысли; эффективно работать в паре при решении учебной задачи.
Личностные результаты обучения:
—    проявлять умения ставить и решать учебные задачи;
—    проявлять познавательный интерес, направленный на изучение организма человека.
Ход урока
I.    Организационный этап и актуализация знаний
Обсуждение эпиграфа к уроку.
Постоянство внутренней среды является обязательным условием жизни...
К. Бернар
У многоклеточных организмов формируется система, которая обеспечивает каждую клетку питательными веществами и кислородом и выводит продукты обмена. Это внутренняя среда — единая система жидкостей — крови, лимфы и тканевой (меж-клеточной) жидкости.
И. Изучение нового материала
1. Работа с учебником. Учащимся предлагается, работая с текстом учебника, заполнить таблицу. 
Внутренняя    Кровь    Лимфа    Тканевая
среда    м    ^    жидкость
Количество, л
Состав
Местонахождение
Источник и место образования
Функции
Как взаимосвязаны компоненты внутренней среды? Учащиеся заполняют схему, иллюстрирующую связь компонентов. Коллективное обсуждение и дополнения учителя.
Внутренняя среда организма человека
    I    1        у_    
<—►    <—►
? ?
Критерии    Эритроциты Лейкоциты Тромбоциты
для сравнения    r r    г
Наличие ядра
Место образования
Продолжительность
жизни
Место разрушения Функции
3.    Постановка и обсуждение вопроса.
Диаметр эритроцита 7—8 мкм, а просвет капилляра 3 мкм, и тем не менее эта удивительная клетка проходит через капилляры. Какие еще особенности строения эритроцита связаны с выполнением транспортной функции?
4.    Организация и проведение лабораторной ра-боты «Изучение и сравнение крови человека и лягушки под микроскопом».
Задания для лабораторной работы:
А. В биологической лаборатории на готовых ми- кропрспаратах крови человека и лягушки были утеряны этикетки. Предположите, по каким признакам можно определить, к какому виду принадлежит кровь?
Б. Зарисуйте строение эритроцитов человека и лягушки. Докажите преимущество эритроцитов человека по сравнению с эритроцитами лягушки. Предположите, подойдут ли лягушке «человеческие» эритроциты?
Учащиеся сравнивают строение эритроцитов лягушки и человека и объясняют, как влияют форма, размеры, площадь рабочей поверхности, наличие ядра в эритроцитах на снабжение тканей кислородом и обмен веществ и энергии.
5.    Фронтальная работа с ЦОР о строении и функциях лейкоцитов. Учащимся предлагается рассмотреть рис. 54 учебника. Беседа по вопросам.
— Какова основная функция лейкоцитов? 
—    Где образуются и где созревают лейкоциты?
—    Какой процесс иллюстрирует рисунок?
—    Кто открыл и впервые описал процесс фагоцитоза?
6.    Заполнение схемы «Свертывание крови». Уча-щиеся, используя рис. 55 и 56 и текст учебника, описывают механизм образования тромба. С целью проверки и коррекции знаний учитель может организовать просмотр анимации.
Свертывание крови
Повреждение кровеносного сосуда
Соли        *     Ферменты
ч'\    Разрушение    ./ и белки плазмы
     тромбоцитов /
^
^>     >
Значение свёртывания крови:    
В кровеносных сосудах кровь не сворачивается, поскольку внутренняя поверхность сосудов гладкая и не вызывает разрушения тромбоцитов. В крови содержатся также особые биологически активные вещества, препятствующие свертыванию крови.
Антисвертывающая система крови <    ►
III. Закрепление нового материала и рефлексия
А. Обсуждение проблемной ситуации «Кто важнее?»
Однажды в Красном царстве-государстве возник спор между эритроцитом, лейкоцитом и тромбоцитом. Эритроцит хвастался, что без него люди
могут прожить лишь несколько минут. А лейкоцит доказывал, что вокруг так много микробов, что без него все люди уже давно бы заболели разными болезнями. Тромбоцит кричал, что если бы его не было, то все люди погибли бы от кровотечений.
Давайте поможем клеткам крови решить этот вопрос «Кто же важнее и главнее?».
Б. Просмотр анимации «Анализ крови».
—    Какие параметры определяют при анализе крови?
Ролевая игра «В кабинете врача». Учащиеся обсуждают результаты анализа крови больного.
Анализ крови показал: эритроцитов 3 млн, лейкоцитов — 25 тыс., СОЭ — 30 мм/ч. Ваши рекомендации больному. Ответ обоснуйте.
IV. Домашнее задание
§ 17 учебника; закончить заполнение таблиц.

 

 

 

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 02.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar