Главная» 8 класс » Биология

План конспект по биологии 8 класс Урок 18 Борьба организма с инфекцией. Иммунитет
02.10.2016, 15:18

Урок 18
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет
Цели урока: сформировать знания об иммунитете, его формах (специфический, неспецифический), механизмах (клеточный и гуморальный); изучить способы защиты че¬ловека от чужеродных агентов и факторы, способствую¬щие сохранению и укреплению иммунитета.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения:    информационно-рецептивный,
проблемного изложения материала, частично поисковый.
Формы организации учебной деятельности: индиви¬дуальная, фронтальная, парная.
Средства обучения: учебник, компьютер, мультимедиа¬проектор, ЦОР.
Предметные результаты обучения:
—    перечислять органы иммунной системы, защитные барьеры в организме человека;
—    характеризовать сущность иммунитета, его формы и механизмы;
—    называть инфекционные заболевания и их отличи¬тельные особенности.
Мета предметные результаты обучения:
—    познавательные — структурировать материал, ана-лизировать, обрабатывать и интерпретировать информа¬цию с целью выявления причинно-следственных связей, строить логическую цепочку рассуждений;
—    регулятивные — контролировать и оценивать ре¬зультаты деятельности, вносить коррективы в их выполне¬ние;
—    коммуникативные — уметь полно и точно выра¬жать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, вступать в диалог и дискуссию; эффективно рабо¬тать в паре и группе при решении учебной задачи.
Личностные результаты обучения:
—    осознавать факторы, способствующие укреплению иммунной системы собственного организма;
—    проявлять познавательный интерес, направленный на изучение проблем иммунологии.
Ход урока
I.    Организационный этап и проверка домашнего задания
1. Биологический диктант (фронтальный опрос).
Учащимся предлагается, используя условный код:
Э — эритроциты, Т — тромбоциты, Л — лейко¬циты, указать, каким клеткам крови соответствуют описания.
1.    Клетка имеет постоянную форму.
2.    Ядро отсутствует.
3.    В 1 мм3 крови содержится б—8 тыс. клеток.
4.    Бесцветные клетки крови, есть ядро.
5.    Проходят через стенки капилляров в очаги воспаления.
6.    Образуются в селезенке, лимфатических узлах.
7.    Кровяные пластинки участвуют в свертыва¬нии крови.
8.    Красные клетки крови содержат гемоглобин.
9.    Продолжительность жизни клеток до 4 суток.
10.    Основная функция — защитная, создание им-мунитета.
11.    Основная функция — транспорт кислорода.
12.    Образуются в красном костном мозге.
13.    Продолжительность жизни клеток около 3—4 месяцев.
14.    В 1 мм      крови содержится 200—300 тыс. кле¬ток.
15.    Имеют форму двояковогнутых дисков.
2.    Опрос — два ученика готовятся у доски, ис¬пользуя карточки на магнитах с рисунками и подпи¬сями.
А. Карточки: красный костный мозг, гемогло¬бин, печень и селезенка, двояковогнутый диск, 120 суток, 3—5 млн. Задание: составить краткий рассказ об эритроцитах; объяснить, почему возника¬ет и чем опасно малокровие.
Б. Карточки: тромбоциты, соли кальция, фи¬брин, фибриноген, тромб, витамин К, ферменты. За¬дание: рассказать о механизме и значении процесса свертывания крови; объяснить, почему не сворачи¬вается кровь в кровяном русле человека.
II.    Актуализация знаний и изучение нового ма-териала
Человеческое тело — дом для триллионов чуже¬родных существ — бактерий, вирусов и других ми¬кроскопических организмов. Есть среди них полез¬ные виды, которые производят витамины, обеспечи¬вают усвоение питательных веществ. А есть микроорганизмы, вызывающие заболевания.
1. Поисковая беседа, в ходе которой выясняется, какие защитные барьеры имеет организм человека.
Защита организма от инфекции
Проникновение м/о
         I барьер
Кожа, слизистые оболочки (слёзы, пот, слюна, соляная кислота) + м/о, живущие на коже и слизистых оболочках
2.    Учащиеся самостоятельно формулируют опре-деление понятия «иммунитет». Коллективное обсуж¬дение, внесение дополнений и коррективов в соответ¬ствии с текстом учебника.
3.    Лекция учителя о формах и механизмах им-мунитета, в ходе которой учащиеся оформляют в те¬традях опорные схемы-конспекты.
Формы иммунитета
неспецифический    специфический
      Лимфоциты
Макрофаги,    ~т
лейкоциты        ^    
^    j    Антитела на антигены
V            
—> Фагоцитоз
(И. И. Мечников)    Нейтрализация
    I
4.    Просмотр ЦОР о вирусах и иммунитете и анти¬генах и антителах с комментариями учителя, а за¬тем самостоятельная работа учащихся в четвер¬ках с текстом учебника.
На партах у учащихся карточки на магнитах с терминами: иммунитет, клеточный иммунитет, гу¬моральный иммунитет, лимфоциты, антигены, ан¬титела, вирусы, чужеродные агенты, защитные бел¬ки крови, болезнетворные микроорганизмы, фаго-цитоз, фагоциты, интерферон.
Задание:
—    показать в виде схемы взаимосвязь между тер-минами и объяснить, какие клетки крови и как обеспечивают защиту организма человека;
—    объяснить понятие «антиген». Какие чуже¬родные агенты обезвреживают лейкоциты?
—    объяснить понятие «антитела». Как взаимо-действуют антигены и антитела?
Учащиеся одной из групп начинают, а других групп — дополняют и продолжают их рассказ. Учи-
Клетки иммунитета
    
    i    
—►    В-лимфоциты
    jr                     
Плазматические клетки    Клетки памяти    Т-хелп
выделяют ве-    образуют    запоминание    перед
щества, убива-    антитела    информации    информ
ющие бакте-          об антигене    об аил
рии и вирусы                  
делают бакте¬рии беззащит¬ными перед фагоцитами
Гуморальный механизм иммунитета
Уничтожение вредного фактора клетка м и-фа го цита м и
Вне клетки!
СП        
тель направляет и корректирует учебную деятель¬ность. Предложенную обобщенную схему учащиеся записывают в тетрадь.
5.    Учащиеся описывают признаки, причины воз-никновения, механизм и значение местной воспали-тельной реакции. Почему в результате воспаления образуется гной?
6.    Просмотр и обсуждение видео «Инфекцион-ные болезни».
Фронтальная беседа с учащимися по вопросам.
—    Назовите возбудителей инфекционных заболе-ваний.
—    Каковы отличительные особенности инфекци¬онных заболеваний?
—    Какие периоды выделяют в течении инфекци¬онных заболеваний? Какие процессы происходят в каждом из них?
—    Что такое «ворота инфекции»? Назовите пути, которыми возбудитель может проникать в организм человека.
—    Почему опасны бацилло- и вирусоносители?
—    Какие вам известны детские инфекционные заболевания? Почему их так называют? Болели ли вы какими-либо детскими инфекционными болез¬нями?
Перечислите известные вам инфекционные забо¬левания в паре с их возбудителем, укажите возмож¬ные пути заражения. Например: ветрянка — вирус — воздушно-капельным путем.
—    Каковы возможные меры профилактики ин-фекционных заболеваний? Приведите примеры про¬филактики для конкретных инфекционных заболе¬ваний.
III.    Закрепление нового материала и рефлексия
Иммунная система представлена центральными (красный костный мозг, тимус) и периферическими (лимфатические узлы, миндалины, селезенка) орга¬нами и обеспечивает защиту от генетически чуже¬родных клеток или веществ, поступающих извне или образующихся в организме.
А. Установить соответствие между терминами и определениями.
1.    Иммунитет    А. Особые белки, специфически связы-
2.    Антитела    вающиеся с проникающими в организм
3.     Антигены    чужеродными агентами.
4.     Фагоциты,    Б. Все чужеродные агенты, проникаю-
Т- и В-лимфоциты щие в организм.
В. «Клетки-пожиратели», играющие основную роль в иммунной защите организма.
Г. Способность организма защищаться от чужеродных агентов (вирусов, бо-лезнетворных бактерий, веществ).
Б. Самооценка деятельности.
Учащимся предлагается закончить фразы:
На уроке у меня получилось я запомнил(а) ... я буду знать, что .... Если бы я нарисовал(а) лестни¬цу успеха ..., я бы сегодня на уроке поместил(а) себя из пяти ступенек на ... .
IV.    Домашнее задание
§ 18 учебника; составить синквейн «иммунитет»; опережающее задание — подготовить сообщение о вкладе ученых (Э. Дженнер, Л. Пастер, И. Мечни¬ков) в развитие иммунологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 02.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar