Главная» 8 класс » Биология

План конспект по биологии 8 класс Урок 19 Иммунология на службе здоровья
02.10.2016, 15:19

Урок 19
Иммунология на службе здоровья
Цели урока: познакомить учащихся с наукой иммунологией, историей изобретения вакцин; выяснить роль вакцин и лечебных сывороток в предупреждении и лечении инфекционных заболеваний; сравнить естественный и искусственный иммунитет; сформировать знания о группах крови и правилах переливания крови.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения:    информационно-рецептивный,
проблемного изложения материала, частично поисковый.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, дифференцированногрупповая.
Средства обучения: учебник, компьютер, мультимедиапроектор, ЦОР об аллергии, трансплантации, переливании крови.
Предметные результаты обучения:
—    знать значение иммунологии для решения проблемы сохранения здоровья человека;
—    описывать применение вакцин и сывороток;
—    сравнивать иммунитет: естественный и искусственный, пассивный и активный;
—    воспроизводить определения понятий «аллергия», «аллерген», «тканевая совместимость», «донор», «реципиент»;
—    знать группы крови человека и правила их переливания; объяснять механизм резус-конфликта.
Метапредметные результаты обучения:
—    познавательные — использовать для решения по-ставленных задач различные источники информации, включая электронные; строить логическую цепочку рассуждений;
—    регулятивные — контролировать и оценивать результаты собственной деятельности, вносить коррективы в их выполнение;
—    коммуникативные — полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, вступать в диалог и дискуссию; эффективно работать в паре и группе при решении учебной задачи.
Личностные результаты обучения:
—    понимать физиологическую сущность рекомендаций, которые необходимо соблюдать во время болезни и для повышения иммунитета;
—    осознавать практическую ценность знаний по им-мунологии;
—    проявлять познавательный интерес, направленный на изучение механизмов иммунитета.
Ход урока
I.    Организационный этап и проверка домашнего задания
Терминологический диктант по терминам: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, плазма, гомеостаз, фибриноген, фибрин, донор, реципиент, гемоглобин, фагоцитоз, фагоциты, иммунитет, воспаление, малокровие, антитела, антигены.
II.    Актуализация знаний и изучение нового ма-териала
Постановка и обсуждение поисковой задачи.
В Представьте себе, что вы — врач экспедиции, вы- садившейся на незнакомую планету. Среди экипажа обнаружилось неизвестное заболевание. Ваши действия.
Коллективное формулирование целей и задач урока.
1.    Сообщения учащихся об истории изобретения вакцин и работах Э. Дженнера и Л. Пастера.
2.    Учащиеся описывают этапы изготовления лечебной сыворотки. Работа в парах.
3.    Работа с текстом учебника по составлению классификации видов иммунитета. Вопросы для обсуждения.
—    Какие различают виды иммунитета?
—    Сравните естественный и искусственный иммунитет.
—    Чем различаются иммунитет врожденный и приобретенный?
Проверка выполнения задания и коррекция.
4.    Дифференцированно-групповая самостоятель-ная работа с текстом учебника и дополнительными источниками информации. Учащиеся отвечают на вопросы.
Группа 1. Просмотр ЦОР об аллергии.
1.    Что называют: аллергией; аллергенами?
2.    Что происходит при попадании аллергена в ор-ганизм?
3.    Каковы причины и признаки аллергической реакции?
4*. Какие существуют способы профилактики аллергии? 
5*. Существует ли у вас аллергия на какие-либо продукты или вещества? Можете ли вы предупредить развитие аллергической реакции?
6*. Чем опасен анафилактический шок?
Группа 2. Просмотр ЦОР о трансплантации.
1.    В современной хирургии применяется транс-плантация (пересадка) тканей. Однако к 10—16-м суткам пересаженные ткани трансплантата могут
отторгаться реципиентом. Почему? Что понимают под «тканевой совместимостью»?
2.    Предположите, будет ли происходить отторжение тканей при трансплантации у однояйцевых близнецов? Почему?
3*. Существуют способы предупреждения отторжения трансплантата:
A.    Подбор наиболее совместимого донора.
Б. Облучение рентгеновскими лучами костного мозга и лимфатических тканей реципиента (подавляет образование лейкоцитов и замедляет процесс отторжения).
B.    Использование иммунодепрессантов (веществ, угнетающих активность всей иммунной системы).
—    Предположите, с какими проблемами могут сталкиваться медики при использовании способов Б и В.
—    Перспективным способом предупреждения от-торжения считают введение в кровь (костный мозг) антител, которые узнают и разрушают только те Т-лимфоциты, которые ответственны за отторжение трансплантата. Почему?
Группа 3. Просмотр ЦОР о переливании крови.
1.    Известно, что в начале XIX века делались без-успешные попытки переливания крови. В большинстве случаев пациенты погибали. Почему?
2.    Какое открытие позволило решить проблему переливания крови? Какие существуют группы крови у человека? В чем заключаются основные различия между ними?
3.    Можно ли переливание крови считать транс-плантацией? Почему людей с I группой крови называют универсальными донорами, а с IV — универсальными реципиентами?
4.    Какие группы крови молено переливать людям с I, II, III и IV группами? Составьте обучающую схему.
Группа 4. Просмотр ЦОР о резус-факторе.
1.    Что называют резус-фактором?
2.    Почему возникает резус-конфликт?
3.    Что может произойти, если человеку с резус- отрицательной кровью перелить резус-положитель- ную?
4*. Почему будущим родителям необходимо знать резус-факторы друг друга? Если мать резус-отрица- тельная, а плод — резус-положительный. Что происходит в организме матери и плода?
5*. Почему при переливании крови необходимо учитывать не только ее группу, но и резус-фактор? Знаете ли вы свою группу крови и резус-фактор?
III.    Закрепление нового материала и рефлексия
А. Решение познавательных ситуативных задач.
1.    Что нужно взять с собой врачу в очаг вспыхнувшего инфекционного заболевания: вакцину или сыворотку?
2.    Малышу, который находился в контакте с больными корью, ввели вакцину, содержащую готовые антитела. Может ли иммунизированный ребенок:
—    общаться с больными корью и не заболеть;
—    через несколько месяцев заболеть корью? Почему?
3.    Почему происходит отторжение донорских эритроцитов при переливании несовместимых групп крови?
Б. Методический прием «Светофор».
На партах — круги из цветного картона желтого, красного и зеленого цветов. Учащиеся оценивают свою работу на уроке и значимость полученных знаний. На доске — лист ватмана, на котором нарисовано дерево. Каждый ученик прикрепляет на него один из кругов. Характеристики цветов:
красный — мне не все было понятно, мои результаты меня огорчили, мне есть над чем поработать дома;
желтый — я чувствовал(а) себя не совсем уверенно, работал(а) мало, но услышанное на уроке заставило задуматься;
зеленый — я молодец, я активен, услышанное на уроке актуально и значимо для меня, я доволен своим результатом.
IV.    Домашнее задание
§ 19 учебника; напишите свои рекомендации по теме «Как укрепить иммунитет».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 02.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar