Главная» 8 класс » Биология

План конспект по биологии 8 класс Урок 20 Транспортные системы организма
02.10.2016, 15:19

Урок 20

Транспортные системы организма

Цели урока: углубить анатомо-физиологические зна­ния о строении и функциях кровеносной и лимфатиче­ской систем.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения:                               информационно-рецептивный,

проблемного изложения материала, частично поисковый.

Формы организации учебной деятельности: индиви­дуальная, фронтальная, парная, дифференцированно­групповая.

Средства обучения: учебник, компьютер, мультимедиа­проектор, ЦОР, модель 3D сердца и сосудов, таблицы или слайды презентации «Кровеносная система у животных», «Схема кровообращения позвоночных животных».

Предметные результаты обучения:

  • знать общее строение и функции органов крове­носной и лимфатической систем, их взаимосвязь;
  • различать на рисунках (учебных таблицах, слайдах) органы кровеносной и лимфатической систем.

Метапредметные результаты обучения:

  • познавательные — владеть навыками смыслового чтения при работе с основным текстом и иллюстрациями; уметь выделять значимые функциональные связи между частями целого, строить опорные схемы и логическую це­почку рассуждений;
  • регулятивные — контролировать и оценивать ре­зультаты деятельности, вносить коррективы в их выполне­ние;
  • коммуникативные — полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, всту­пать в диалог; эффективно работать в паре и группе при решении учебной задачи.

Личностный результат обучения:

  • проявлять познавательный интерес, направленный на изучение организма человека, в том числе в деятель­ности с использованием ИКТ-средств.

Ход урока

I. Организационный этап и актуализация знаний

Поисковая беседа по вопросам.

—                           Какая система, обеспечивающая транспорт кислорода и питательных веществ, возникла в про­цессе эволюции у высокоорганизованных многокле­точных организмов?

—                           У какой группы животных она впервые сфор­мировалась? (Работа со слайдом «Кровеносная сис­тема у животных ».)

—                           Какие типы кровеносных систем возникали в процессе эволюции? В чем принципиальные разли­чия в их строении?

—                           Какие эволюционные преобразования проис­ходили в кровеносной системе позвоночных живот­ных? (Анализ слайда, рисунка «Схема кровообра­щения позвоночных животных».)

—                           Какую систему организма, кроме кровенос­ной, можно отнести к транспортным системам?

И. Изучение нового материала

1.                                         Учащиеся самостоятельно составляют схему, иллюстрирующую общий план строения кровенос­ной и лимфатической систем.

—                           Какими органами представлена кровеносная, а какими — лимфатическая система?

Транспортные системы организма человека

______________ i________ __________ у_________

Кровеносная система                                    Лимфатическая система

1. Сердце                                                                1. Лимфатические сосуды

2.                                        Кровеносные сосуды              2. Лимфатические капилляры

(артерии, вены, капилляры)                                   3. Лимфатические узлы

2.                           Самостоятельная работа с учебником. Исполь­зуя рис. 61 и текст учебника, учащиеся выполняют

 

задание № 4 § 20 и выясняют, как связаны кровенос­ная и лимфатическая системы. По ходу выполнения задания составляют схему, иллюстрирующую взаи­мопревращения жидкостей внутренней среды орга­низма: крови, лимфы, тканевой жидкости. Коллек­тивное обсуждение и проверка схем в четверках. Бе­седа по вопросам.

—                             Как образуется: лимфа; тканевая жидкость?

—                             Какое значение имеют лимфатические узлы?

3.                             Дифференцированно-групповая работа с текс­том учебника и рис. 62 по изучению кровеносных сосудов.

Группа 1 — изучает особенности артерий.

Группа 2 — изучает особенности вен.

Группа 3 — изучает особенности капилляров.

Задание — заполнить соответствующую колонку таблицы. Объяснить, как строение сосудов связано с особенностями движения крови. Предложить кри­терии для сравнения артерий, вен и капилляров. Выступления групп с опорой на ЦОР. В дальнейшем, в ходе обсуждения результатов работы, учащиеся вносят дополнения и коррективы в свои записи.

Сравнение кровеносных сосудов: артерий, вен, капилляров Признаки сравнения      Артерии Вены Капилляры

1.                                               Определение

2.                                               Строение (зарисовать):

1                                              —соединительнотканная оболочка;

2                                               — гладкие мышцы;

3                                               — эластичные волокна;

4                                               — эндотелий

3.                                               Толщина стенок сосудов, эластичность

4.                                               Направление движения крови

5.                                               Наличие кармановидных (полулунных) клапанов

6.                                               Давление крови в сосуде

 

Признаки сравнения                                                       Артерии Вены Капилляры

  1. Скорость тока крови

8.                                           Кровь в сосудах (веноз­ная или артериальная)

III.                           Закрепление нового материала и рефлексия

А. Обсуждение проблемных вопросов:

—                           Подумайте, почему при замкнутой системе кровообращения необходима промежуточная сре­да — тканевая жидкость?

—                           Почему лимфатические узлы увеличиваются в размерах при простудных заболеваниях, наличии очага воспаления в организме?

Б. Самооценка деятельности.

Учащимся предлагается закончить фразы:

На уроке у меня получилось ..., я запомнил(а)..., я буду знать, что .... Если бы я нарисовал(а) лестни­цу успеха ..., я бы сегодня на уроке поместил(а) себя из пяти ступенек на ... .

IV.                           Домашнее задание

§ 20 учебника; закончить заполнение сравни­тельной таблицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 02.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar