Главная» 8 класс » Биология

План конспект по биологии 8 класс Урок 23 Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов
02.10.2016, 15:21

Урок 23

Движение крови по сосудам.

Регуляция кровоснабжения органов

Цели урока: сформировать знания о причинах движе­ния крови по сосудам, рассмотреть механизм регуляции кровообращения; показать зависимость кровоснабжения от интенсивности работы органов.

Тип урока: комбинированный, с элементами лабора­торных исследований.

Методы обучения: информационно-рецептивный, про­блемного изложения материала, частично поисковый.

Формы организации учебной деятельности: индиви­дуальная, фронтальная, парная, групповая.

Средства обучения: учебник, компьютер, мультиме­диапроектор, ЦОР.

Предметные результаты обучения:

  • называть причины движения крови по сосудам;
  • объяснять закономерности изменения скорости кровотока в различных кровеносных сосудах;
  • измерять пульс и артериальное давление.

Мета предметные результаты обучения:

  • познавательные — ориентироваться в текстах, ана­лизировать, обрабатывать и интерпретировать информа­цию, использовать ее для решения поставленных учебных задач;
  • регулятивные — контролировать и оценивать ре­зультаты деятельности, вносить коррективы в их выполне­ние;
  • коммуникативные — полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, всту­пать в диалог; эффективно работать в паре и группе при решении учебной задачи.

Личностные результаты обучения:

  • развивать практические навыки по измерению пульса и артериального давления;
  • проявлять познавательный интерес, направленный на изучение связи артериального давления с пульсом.

Ход урока

I.                                              Организационный этап и проверка домашнего задания

Блиц-опрос.

1.                             Движение крови по сосудам ....

2.                              Система органов кровообращения представле­на ... .

3.                             Из каких слоев состоит стенка сердца? ...

4.                              Частота сокращений сердца в состоянии покоя за минуту ....

5.                              Правая половина сердца содержит ... кровь.

6.                              Кровь предсердий и желудочков не смешивает­ся благодаря наличию ... клапанов.

7.                              На выходе аорты из левого желудочка располо­жен ... клапан.

8.                              Левый желудочек и левое предсердие разделя­ет ... клапан.

9.                             Сосуды, по которым кровь движется от серд­ца, ... .

10.                              При сокращении предсердий кровь поступает в ... .

11.                          Сосуды, содержащие полулунные клапаны, по которым кровь движется к сердцу, ....

12.                          Малый круг кровообращения начинается в .., заканчивается в ... .

13.                          Длительность общего расслабления сердца ....

14.                          Легочные вены впадают в ... .

15.                          Верхняя и нижняя полые вены впадают в ... .

16.                          Кровеносные сосуды, приносящие к сердцу кровь из большого круга кровообращения, ....

II.                                          Актуализация знаний и изучение нового ма­териала

Продолжаем изучать тайны нашего организма.

Смех от всего сердца греет не только душу! Иссле­дования показали, что хохот помогает расслабить внутренние стенки сердечных сосудов, что, в свою очередь, улучшает работу сердца.

Медленный вальс! Именно эта музыка, по утвер­ждению специалистов, больше всего напоминает ритм человеческого сердца.

—                           Какие функции в организме выполняет кровь?

—                          При каких условиях эти функции могут быть выполнены?

1.                           Просмотр видео «Движение крови по сосудам» и обсуждение поисковых вопросов.

—                          Почему кровь движется непрерывно, в то вре­мя как сердце работает толчками?

—                           Что является причиной тока крови по сосудам?

2.                           Самостоятельная работа с § 23 учебника. Уча­щиеся рассматривают иллюстрацию «Давление кро­ви в разных участках кровяного русла» и изучают текст «Причина движения крови». На доске и в те­традях схема:

? мм рт. ст.                        ? мм рт. ст.        ? мм рт. ст.             ? мм рт. ст.

аорта—                               артерии—         капилляры—        —вены

Учащиеся стрелками указывают на схеме на­правление роста давления в сосудах. Учитель до­полняет ответы. Коллективно формулируют вывод: причиной движения крови по организму является работа сердца, разность давления в сосудах, сокра­щения мышц, наличие клапанов в венах, присасы­вающая сила при вдохе.

3.                             Работа в четверках. Практическое задание — учащиеся по рис. 67 изучают устройство тонометра и, используя описание измерения артериального давления в § 23 учебника, измеряют артериальное давление. Полученные результаты записывают в те­традь. Учитель корректирует деятельность учащих­ся, оказывает практическую помощь в случае за­труднений. Коллективно анализируются получен­ные результаты и обсуждаются вопросы.

—                             С помощью какого прибора вы измеряли АД?

—                             Можете ли вы по полученным результатам проанализировать состояние своего здоровья и здо­ровья своего товарища?

—                             Почему каждый человек должен следить за из­менениями АД?

—                             Чем опасно повышение АД? Какие вам извест­ны заболевания, связанные с нарушением АД? Най­дите информацию в учебнике.

4.                             Сообщение учащегося «Откуда у человека ги­пертония?».

У большинства животных Земли тело расположе­но горизонтально, то есть голова и сердце находятся на одном уровне. У этих животных сердцу не требу­ются дополнительные усилия, чтобы эффективно снабжать мозг кровью.

При неестественных для них позах сердце «гори­зонтальных» животных не способно долго снабжать кровью мозг. Если такое животное надолго оставить в вертикальном положении, то оно потеряет созна­ние. Человека и жирафа можно считать «вертикаль­ными» животными, у которых давление крови на уровне сердца и головы различно. Поэтому как чело­век, так и жираф, а также некоторые птицы являют­ся гипертониками.

5.                             Просмотр анимации «Скорость тока крови» и беседа с учащимися по вопросам:

—                             Если давление в разных кровеносных сосудах разное, то скорость движения крови одинакова или нет?

—                             От чего зависит скорость тока крови в сосудах?

Учащиеся выдвигают свои предположения о ско­рости движения крови по сосудам.

— Можем ли мы измерить скорость тока крови в каком-либо из кровеносных сосудов?

6.                          Организация и проведение лабораторной ра­боты «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа». Учебная деятельность организует­ся в парах. Учащиеся выполняют задания, предло­женные в учебнике. Учитель корректирует и направ­ляет деятельность.

По результатам выполнения работы учащиеся формулируют вывод: скорость движения крови в капиллярах минимальная, зависит от площади их поперечного сечения; медленное течение крови со­здает возможность для газообмена в тканях.

  1. Работа с кодограммой «Распределение крови в человеческом организме». Учащиеся анализируют предложенные данные и выполняют задание 3, опи­санное в учебнике; формулируют вывод: кровь в ор­ганизме постоянно перераспределяется, и в первую очередь направляется к активно работающим тканям и органам.

III.                                          Закрепление нового материала и рефлексия

На партах у учащихся круги из картона: зеле­ные, обозначающие ответ «да», и красные — ответ «нет». Учитель предлагает выбрать правильные и неправильные утверждения:

1)                          Максимальным считается давление крови в аорте.

2)                          Гипертония характеризуется повышением АД.

3)                          Минимальная скорость кровотока — в капил­лярах.

4)                          АД измеряют с помощью тонометра и фонендо­скопа.

5)                          Минимальное давление — в венах.

6)                          Основная причина движения крови — разность давлений в различных участках сосудистой системы.

7)                          Значительное снижение давления опасно, так как может вызвать инсульт или инфаркт миокарда.

8)                          Если человек здоров, то при физических на­грузках незначительно повышается верхнее артери­альное давление, а нижнее не изменяется.

9)                             Лучше всего кровью снабжаются органы в со­стоянии покоя.

10)                             Величина давления крови зависит от эластич­ности сосудов.

TV. Домашнее задание

§ 23 учебника; задание 4 (по желанию); закон­чить оформление лабораторной работы; подготовить сообщения и презентации к конференции (темы вы­ступлений — см. урок 24).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 02.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar