Главная» 8 класс » Биология

План конспект по биологии 8 класс Урок 25 Первая помощь при кровотечениях
02.10.2016, 15:26

Урок 25

Первая помощь при кровотечениях

Цель урока: научить учащихся распознавать виды кро­вотечений и оказывать первую помощь при кровотече­ниях.

Тип урока: изучение нового материала с элементами формирования практических навыков.

Методы обучения: информационно-рецептивный, про­блемного изложения материала, частично поисковый.

Формы организации учебной деятельности: индиви­дуальная, фронтальная, парная, групповая.

Средства обучения: учебник, компьютер, мультиме­диапроектор, ЦОР о видах кровотечений, бинты, жгуты, палочки для закрутки, косынки.

Предметные результаты обучения:

  • перечислять виды кровотечений, их признаки и способы остановки;
  • уметь оказывать первую помощь при кровотече­ниях.

Метапредметные результаты обучения:

  • познавательные — анализировать, обрабатывать и интерпретировать информацию, полученную на основе самонаблюдений и жизненного опыта; строить логиче­скую цепочку рассуждений;
  • регулятивные — контролировать и оценивать ре­зультаты собственной деятельности, вносить коррективы в их выполнение;
  • коммуникативные — аргументировать собствен­ную точку зрения, вступать в диалог и дискуссию; коорди­нировать в ходе сотрудничества разные точки зрения; эф­фективно работать в паре и группе при решении учебной задачи.

Личностный результат обучения:

  • оценивать экстремальную ситуацию и принимать решение; понимать важность оказания своевременной первой помощи.

Ход урока

I.                               Организационный этап и проверка знаний по теме

Биологический диктант

1)                              Большой круг кровообращения начинается в ... .

2)                              Малый круг кровообращения заканчивается в ... .

3)                              Сердце человека расположено в ... .

4)                              Створчатые клапаны в сердце расположены между ....

5)                              Полулунные клапаны расположены между ....

6)                              Сокращение желудочков сердца продолжает­ся ... с.

7)                              Общее расслабление сердца продолжается ... с.

8)                              Главный узел автоматии сердца ... расположен в ... .

9)                              Основные артерии, транспортирующие кровь к легким — ....

10)                              Функция лимфатических узлов: ....

11)                              Скорость движения крови по аорте достига­ет ... .

12)                              Стенки левого желудочка сердца толще, чем правого, потому что ....

13)                              Малый круг кровообращения проходит че­рез ....

14)                              Сосуды большого круга кровообращения: ....

15)                              Легочные вены впадают в ... .

16)                          Частота сердечных сокращений в состоянии покоя ....

17)                          Причины непрерывного движения крови по сосудам: ....

18)                          Артериальное давление в норме в состоянии покоя — ....

19)                          Назовите любые три артерии организма, на которых можно прощупать пульс: ....

20)                          Частота и сила сердечных сокращений увели­чивается под действием ..., снижается под действи­ем ... .

II.                           Актуализация знаний и изучение нового ма­териала

При несчастных случаях рядом с пострадавши­ми, как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того, как они пове­дут себя, будет зависеть здоровье, а нередко и жизнь человека.

Кровотечение, как один из признаков поврежде­ния сосудов, известно человечеству с незапамятных времен.

Гиппократ (460—377 до н. э.) детально описал не­которые приемы остановки кровотечения. В России Пирогов (1865) детально разработал вопросы пере­вязки сосуда в ране. Кровотечения могут возникать в результате травм или патологических процессов в организме. Потеря 10—15% крови от общего объема опасна для здорового человека развитием осложне­ний — ухудшается работа сердца и других жизненно важных органов, нарушаются обменные процессы, возникает угроза для жизни.

А. Просмотр ЦОР о видах кровотечений.

Беседа с учащимися по вопросам:

1)                          По каким признакам можно различить веноз­ное и артериальное кровотечения?

2)                          Почему при артериальном кровотечении жгут накладывают выше места ранения, а при веноз­ном — ниже раны?

3)                          Кратко сформулируйте основные правила на­ложения жгута. Чем можно объяснить омертвение тканей конечностей, если наложенный жгут не ослабляют в течение длительного времени?

4)                             Как остановить кровотечение с помощью за­крутки?

5)                             Чем опасно внутреннее кровотечение?

6)                             Как правильно оказать помощь при кровотече­нии из носа?

7)                              Врачи утверждают, что правильная обработка раны препятствует возникновению осложнений и почти в три раза сокращает время ее заживления. Объясните, почему:

—                             перевязку раны необходимо проводить чисты­ми, вымытыми руками, использовать стерильные перевязочные материалы (вату, марлю, бинт);

—                             рану нельзя промывать водой, спиртом или йодом, засыпать какими-либо лекарственными по­рошками, накладывать на поверхность ран мази и кремы, вату;

—                             раны рекомендуют промывать 5%-м раство­ром перекиси водорода, а поверхность вокруг раны обрабатывать йодом.

Б. Дифференцированно-групповая работа уча­щихся с текстом учебника § 25 и заполнение таб­лицы.

Кровотечения: виды, признаки, первая помощь

Вид                                                  Какие сосуды            признаки Первая

кровотечения повреждены?                                          г                         помощь [1]

обширная, кровоточит вся ее поверхность. Опреде­лите вид кровотечения. Окажите первую помощь.

Ситуация 3. На уроке физкультуры ученики 5А играли в футбол. Один из мальчиков повредил ногу ниже колена, упав на палку с торчащим гвоздем. Из раны фонтанчиком вытекает ярко-алая кровь. Определите вид кровотечения. Окажите пер­вую помощь.

Ситуация 4. На уроке музыки у ученика вне­запно начала из носа течь кровь. Учителя в классе нет. Какими будут ваши действия?

Окажите первую помощь.

I.                                               Домашнее задание

§ 25 учебника; закончить таблицу; записать в те­тради правила наложения жгута или закрутки.

 

[1]                    Закрепление нового материала и рефлексия

Практические задания выполняются учащимися в парах или группах. На партах — перевязочный ма­териал, жгуты, закрутки и подручные средства. Уча­щиеся оказывают первую помощь, необходимую в описанных ситуациях.

Ситуация, 1. При мытье стеклянной пробирки один из учеников разбил ее и порезался. Темно-виш­невая кровь струйкой стекала из раны, расположен­ной ниже локтя. Определите вид кровотечения. Ока­жите первую помощь.

Ситуация 2. На перемене мальчики из 8А бега­ли наперегонки. Случайно задев друг друга, ребята упали. Один из них сильно повредил локоть. Рана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 02.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar