Главная» 8 класс » Биология

План конспект по биологии 8 класс Урок 26 Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Заболевания дыхательных
02.10.2016, 15:29

Урок 26

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Заболевания дыхательных путей

Цели урока: раскрыть сущность процесса дыхания, его роль в обмене веществ и превращении энергии в орга­низме человека; изучить строение органов дыхания в свя­зи с их функциями; выяснить механизмы голосообразова- ния; сформировать представления о заболеваниях дыха­тельных путей.

Тип урока: изучение нового материала с элементами ролевой игры.

Методы обучения: информационно-рецептивный, про­блемного изложения материала, частично поисковый.

Формы организации учебной деятельности: индиви­дуальная, фронтальная, групповая.

Средства обучения: учебник, компьютер, мультиме­диапроектор, секундомер, ЦОР, модель гортани.

Предметные результаты обучения:

  • указывать сущность и значение процесса дыхания;
  • характеризовать особенности строения органов дыхания и голосового аппарата в связи с выполняемыми функциями;
  • распознавать на рисунках (учебных таблицах) орга­ны дыхательной системы;
  • объяснять механизм образования голоса;
  • перечислять заболевания верхних дыхательных пу­тей.

Метапредметные результаты обучения:

  • познавательные — анализировать, обрабатывать и интерпретировать информацию с целью выявления при­чинно-следственных связей; строить логическую цепочку рассуждений;
  • регулятивные — формулировать и планировать пу­ти цель ее достижения; контролировать и оценивать ре­зультаты собственной деятельности, вносить коррективы в их выполнение;
  • коммуникативные — полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, всту­пать в диалог, дискуссию; эффективно работать в группе при решении учебной задачи.

Личностный результат обучения:

  • проявлять познавательный интерес, направленный на изучение организма человека.

Ход урока

I.                              Организационный этап и актуализация знаний

Н Когда рождается ребенок, он приветствует этот мир громким криком. И крик этот очень важен. По­чему? С первым криком расправляются легкие ново­рожденного, и он начинает дышать...

Древние считали дыхание первоосновой жизни.

Учащимся предлагается задержать дыхание. На счет три учитель засекает время на секундомере.

—                              Сколько времени вы сможете не делать вдох?

—                              Можно ли прожить без воздуха?

Обсуждение поисковых вопросов.

—                          Чем можно объяснить тот факт, что потребле­ние кислорода человеком минимально летом (24% от годового потребления) и максимально зимой (26%)?

—                           Что такое легочное (внешнее) и тканевое (вну­треннее) дыхание?

—                          Какое значение имеет процесс дыхания?

Учащимся предлагается сформулировать опреде­ление процесса дыхания и объяснить его значение. Просмотр ЦОР о значении дыхания.

II.                          Изучение нового материала

1.                          Учащимся предлагается рассмотреть общий план строения дыхательной системы человека в учебнике; выяснить, чем представлены верхние и нижние дыхательные пути.

Используя ЦОР, на интерактивной доске собрать модель дыхательной системы человека.

Далее на уроке в ходе изучения особенностей строения и функций органов дыхательной системы человека учащиеся заполняют таблицу.

Органы дыхания человека

Органы дыхательной системы Строение                                                                     Функция

2.                          Учащиеся изучают по рисунку учебника строе­ние носовой полости и просматривают видеофраг­мент «Значение носовой полости». Обсуждение во­просов:

—                           Какая ткань выстилает внутреннюю поверх­ность носовой полости? Как ее строение связано с функциями?

—                           Благодаря каким особенностям строения воз­дух в носовой полости согревается?

—                          Где в носовой полости расположены рецепто­ры, воспринимающие запахи?

—                          Почему не рекомендуется дышать ртом?

3.                          Учащимся предлагается найти в тексте учебни­ка информацию о строении гортани и объяснить, ка­кие ее части участвуют в образовании звуков.

—                             Просмотр анимации «Работа голосовых свя­зок».

Используя рис. 84, выполнить задание 2 из учеб­ника.

—                             При каком положении голосовых связок обра­зуются звуки?

—                             От чего зависят индивидуальные особенности голоса?

—                             Почему у женщин более высокий голос, чем у мужчин?

—                             Почему у детей более высокий голос, чем у взрослых?

—                             Почему гортань называют «самым прекрас­ным музыкальным инструментом»?

4.                             Самостоятельная работа учащихся с учебни­ком по изучению особенностей строения и функций трахеи и бронхов. Беседа по результатам работы:

—                             Почему пища не попадает в гортань?

—                             Почему нельзя разговаривать и смеяться во время еды?

—                             Почему задняя стенка трахеи мягкая?

—                             В чем сходство строения трахеи и бронхов?

5.                             Постановка проблемного вопроса:

—                             В каких случаях человек жалуется на затруд­ненное дыхание? Когда он заболел... .

—                             Какие вам известны заболевания органов ды­хания?

Учащимся предлагается ролевая игра «На прие­ме у врача». Работа организуется в четверках или шестерках. Таким образом класс делится на пять- шесть групп. В каждой группе выбираются ученик и ученица, играющие роль врачей и принимающие со­ответствующий внешний вид — в белом халате с фо­нендоскопом, остальные ученики группы — пациен­ты. Каждая группа получает карточки с названиями одного-двух заболеваний органов дыхания. Задание для пациентов — дополнить симптомы предложен­ного заболевания. Задание для врачей — вниматель­но выслушать больного, поставить диагноз, выяс­нить причины возникновения заболевания, назна­чить лечение.

Пациент 1 (учащиеся рассматривают рис. 81, предполагают ангину — острый тонзиллит).

Резкая, сильная боль в горле, особенно при глота­нии. Высокая температура до 38—39 градусов, сла­бость...

Пациент 2 (предполагают ОРВИ).

Резкое повышение температуры до 39 градусов, озноб, болезненность во всем теле, головная боль. Выделения из носа, сухой напряженный кашель...

Пациент 3 (учащиеся рассматривают рис. 83, а и б, предполагают дифтерию).

На миндалинах плотный серовато-белый налет. Осиплый голос, сухой кашель постепенно становит­ся лающим...

Пациент 4 (учащиеся рассматривают рис. 82, предполагают разрастание аденоидов).

Частый насморк, затрудненное носовое дыха­ние ....

Пациент 5 (предполагают гайморит).

Насморк более трех недель, постоянная заложен­ность носа; выделения слизи и гноя из носа; голов­ная боль, локализующаяся в области лба, носа ....

6.                          Физминутка «Дыхательные упражнения»

Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка... Вдох... Выдох... Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе — воздух просачива­ется наружу... Представьте, что вы — воздушные шарики. На счет 1, 2, 3, 4 — делаем четыре глубоких вдоха и задерживаем дыхание. На счет 1—8 — мед­ленно выдыхаем...

III.                          Закрепление нового материала и рефлексия

Учащимся предлагается установить соответствие между дыхательными путями и выполняемыми функциями.

Дыхательные пути                                                                                        Функции

1.                                          Носовая полость                   А. Снижает трение легких

2.                                           Гортань                                  Б. Очищение, согревание,

3.                                           Трахея и бронхи                      увлажнение воздуха

4.                                           Легкие                                    В. Образование звуков

5.                                           Легочная и                           Г. Газообмен через альвеолы

пристеночная плевра Д. Обеспечивает свободное

прохождение воздуха

IV.                              Домашнее задание

§ 26 учебника, задания 2—4 (устно); заполнить таблицу «Органы дыхания человека»; составить свои правила по гигиене дыхания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 02.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar