Главная» 8 класс » Биология

План конспект по биологии 8 класс Урок 27 Легкие. Газообмен в легких и тканях
02.10.2016, 15:31

Урок 27

Легкие. Газообмен в легких и тканях

Цели урока: сформировать знания о строении и функ­циях легких, изучить процессы газообмена в легких и тка­нях.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: информационно-рецептивный, про­блемного изложения материала, частично поисковый.

Формы организации учебной деятельности: индиви­дуальная, фронтальная, дифференцированно-групповая.

Средства обучения: учебник, компьютер, мультимедиа­проектор, ЦОР о составе вдыхаемого и выдыхаемого воз­духа.

Предметные результаты обучения:

  • описывать особенности строения легких человека;
  • называть различия в составе вдыхаемого и выдыха­емого воздуха;
  • характеризовать и сравнивать процессы газообме­на в легких и тканях.

Метапредметные результаты обучения:

  • познавательные — анализировать, обрабатывать и интерпретировать информацию, строить логическую це­почку рассуждений;
  • регулятивные — контролировать и оценивать ре­зультаты деятельности, вносить коррективы в их выполне­ние;
  • коммуникативные — полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, всту­пать в диалог и дискуссию; эффективно работать в паре и группе при решении учебной задачи.

Личностный результат обучения:

  • проявлять познавательный интерес, направленный на изучение дыхательной системы человека.

Ход урока

I.                           Организационный этап и проверка домашнего задания

Учащиеся выполняют задание в тестовой форме.

1.                           Хрящевыми полукольцами образована перед­няя стенка

а) носовой полости                                   в) трахеи

б) гортани                                                   г) бронхов

2.                           Органы, участвующие в образовании звуков:

а)                голосовые связки

б)                язык и губы

в)                ротовая и носовая полости

г)                зубы

д)                трахея

3.                           Основные функции носовой полости:

а)                согревает воздух

б)                очищает воздух

в)                увлажняет воздух

г)                обеспечивает голосообразование

д)                воздух «анализируется» обонятельными ре­цепторами

4.                           Воздух из носовой полости попадает в:

а)                носоглотку                              в)    легкие

б)                гортань                                    г)    трахею

5.                           Вход в гортань при глотании защищен:

а)                щитовидным хрящем           г)    языком

б)                голосовыми связками           д)    пищеводом

в)                надгортанником

6.                           При дыхании в клетках тела происходит:

а)                окисление органических веществ

б)                перенос углекислого газа к легким

в)                перенос кислорода от легких к тканям

г)                обмен газов между организмом и окружающей средой

Дополнительно учащиеся отвечают письменно на вопросы:

Вариант 1. Объясните, почему хрящи трахеи имеют форму полукольца.

Вариант 2. Что может произойти, если в мороз­ную погоду мы будем дышать через рот, а не через нос?

Вариант 3. Представьте себе молекулу атмо­сферного кислорода, проникающую при вдохе в лег­кие. Опишите путь этой молекулы от носовой поло­сти до легких.

II. Актуализация знаний и изучение нового ма­териала

1.                             Самостоятельная работа учащихся с учебни­ком по изучению особенностей строения легких че­ловека и обсуждение поискового вопроса.

—                                             Каждое легкое покрыто плеврой, между двумя ее листками находится плевральная полость с жид­костью. Будет ли функционировать легкое, если давление в плевральной полости равняется атмо­сферному? Почему? В каком случае это может прои­зойти? Представляет ли это состояние угрозу для жизни?

—                                             Предположите, какую первую помощь необхо­димо оказать в этом случае пострадавшему?

2.                              Выполнение задания.

—                                             Человек дышит атмосферным воздухом, кото­рый состоит из смеси газов. Предположите, как бу­дет различаться по составу вдыхаемый и выдыхае­мый воздух?

—                                             Каково процентное содержание кислорода и

углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воз­духе? Распределите правильно цифры:                                                              16,3%,

0,           03%, 20,9%, 4%.

Газ                                                                 Вдыхаемый               Выдыхаемый

воздух, %                                                                                             воздух, %

Кислород

Углекислый газ

Азот                                                                  79,03                              79,07

Учащиеся анализируют данные таблицы, сравни­вают состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

3.                             Просмотр ЦОР анимации «Газообмен в легких и тканях».

—                                             Какое физическое явление лежит в основе га­зообмена?

Дифференцированно-групповая самостоятельная работа (в четверках) с текстом учебника по изучению особенностей газообмена:

Группа 1 изучает газообмен в легких.

Группа 2 изучает газообмен в тканях.

В ходе работы каждая из групп заполняет соот­ветствующий столбец в таблице.

Газообмен в легких и тканях

Газообмен

Особенности процесса                                                                        ---------------------------------------------

в легких в тканях

1.                                           Где происходит?

2.                                           Какой газ проникает в кровь?

3.                                           Какой газ выходит из крови?

4.                                            Какие физические процессы

происходят?

5.                                            С каким кругом кровообращения

связан процесс?

6.                                            Какие изменения происходят

в крови (венозная артериальная)?

Далее каждая из групп характеризует особенно­сти процессов газообмена с использованием предло­женной немой анимации. Дополнительно рассма­триваются вопросы.

—                                         В чем сходство и в чем различие в процессах газообмена в легких и тканях?

—                                          Какие системы органов взаимодействуют меж­ду собой в процессе газообмена в тканях и легких?

III.                           Закрепление нового материала и рефлексия

А. Беседа с учащимися по вопросам.

—                                         Как расположены легкие в грудной полости?

—                                         Что называют «воротами легких», «альвеола­ми»?

—                                         Почему каждое легкое находится в герметиче­ски замкнутом пространстве?

Б. Учащимся предлагается оценить работу на уроке:

—                                              Удовлетворены ли вы результатами своей ра­боты на уроке?

—                                              Появился ли у вас интерес к содержанию уро­ка?

—                                              Чувствовали ли вы на уроке атмосферу сотруд­ничества?

IV.                              Домашнее задание

§ 27 учебника; задания 2 и 3 письменно; опере­жающее задание — подготовить сообщения:

—                                              Влияние курения на органы дыхания и орга­низм.

—                                              Помощь при отравлении угарным и бытовым газом.

—                                              Чистота воздушной среды, окружающей чело­века.

Учащиеся могут предложить свою тему сообще­ния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 02.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar