Главная» 8 класс » Биология

План конспект по биологии 8 класс Урок 28 Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды
02.10.2016, 15:31

Урок 28

Механизмы вдоха и выдоха.

Регуляция дыхания.

Охрана воздушной среды

Цели урока: сформировать знания о механизмах вдо­ха и выдоха, раскрыть механизмы нервной и гуморальной регуляции дыхания, сформировать понятие «жизненная емкость легких», дать представление о воздушной среде и ее охране.

Тип урока: изучение нового материала с элементами лабораторных исследований.

Методы обучения:                               информационно-рецептивный,

проблемного изложения материала, частично поисковый.

Формы организации учебной деятельности: индиви­дуальная, фронтальная, парная, групповая.

Средства обучения: учебник, компьютер, мультимедиа­проектор, ЦОР о дыхательных движениях и регуляции ды­хания.

Предметные результаты обучения:

  • знать механизмы вдоха и выдоха, роль защитных рефлексов (кашля и чихания);
  • характеризовать нервную и гуморальную регуля­цию дыхания;
  • обосновывать основные гигиенические правила дыхания и вредное влияние курения на органы дыхания.

Мета предметные результаты обучения:

  • познавательные — анализировать, обрабатывать и интерпретировать информацию, полученную на основе самонаблюдений и экспериментов;
  • регулятивные — контролировать и оценивать ре­зультаты своей деятельности на основе предложенных критериев;
  • коммуникативные — полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, прояв­лять инициативное сотрудничество в поиске информации.

Личностные результаты обучения:

  • принять позицию отказа от курения;
  • проявлять познавательный интерес к изучению ды­хательной системы человека.

Ход урока

I.                          Организационный этап и актуализация знаний

—                                        Как регулируется чередование вдоха и выдоха?

Самонаблюдение и постановка поискового во­проса:

—                                        Доказать, что воздух поступает в легкие благо­даря работе грудных мышц, изменяющих объем грудной клетки.

Учащимся предлагается вдохнуть или выдохнуть так, чтобы диафрагма или грудные мышцы не со­кращались. Учитель подчеркивает, что это невоз­можно, так как при этом не изменяется объем груд­ной полости. Далее ученики пробуют задержать ды­хание, блокируя выход воздуха из дыхательных путей. Коллективно формулируется вывод: чтобы мышцы могли изменять объем грудной клетки, вход и выход воздуха через дыхательные пути дол­жен быть свободным.

II.                          Изучение нового материала

1. Работа с учебником. Учащимся предлагается самостоятельно найти в § 28 учебника информацию

о дыхательных движениях и установить последова­тельность событий при вдохе и выдохе.

Дополнительно организуется работа с ЦОР о ды­хательных движениях, в процессе просмотра кото­рой учитель комментирует и дополняет ответы уча­щихся. По результатам работы учащиеся заполняют таблицу.

Значение мышц в дыхании

Дыхательные движения

Мышцы                                                                                       ----------------------------------------------------------

Вдох                                                                                                                                                 Выдох

Наружные межреберные Внутренние межреберные Диафрагма

2.                             Организация и проведение практической ра­боты «Измерение обхвата грудной клетки в состоя­нии вдоха и выдоха». Учебная деятельность органи­зуется в парах. Учащиеся выполняют задания, пред­ложенные в § 29 учебника.

3.                             Просмотр ЦОР о нервной регуляции дыхания. Постановка и обсуждение поисковых вопросов.

—                                             Какие вам известны защитные дыхательные рефлексы?

—                                             Почему человек начинает кашлять и чихать при попадании инородных частиц в дыхательные пути?

—                                             Почему человек задерживает дыхание: при действии резких запахов (например, нашатырного спирта); при воздействии на тело холодной воды?

—                                             Как осуществляется нервная регуляция дыха­ния?

—                                             Где расположен дыхательный центр?

—                                             Свойствена ли дыхательному центру автома- тия?

—                                             Приведите примеры, подтверждающие, что в регуляции дыхания участвует кора больших полу­шарий.

Далее в процессе работы в четверках учащимся предлагается составить схему, иллюстрирующую нервную регуляцию дыхания. Учащиеся представ­ляют свои варианты классу. Коллективно схемы до­полняются, уточняются, корректируются, и учащи­еся оформляют в тетради наиболее оптимальный ва­риант. В дальнейшем схема дополняется блоками, описывающими гуморальную регуляцию дыхания.

4.                          Просмотр ЦОР гуморальной регуляции дыха­ния. Обсуждение поисковых вопросов:

—                                        Как влияет С02 на работу дыхательного цент­ра?

—                                        Известно, что первый вдох родившийся младе­нец совершает после перерезания пуповины, связы­вающей его с матерью. Объясните, что заставляет младенца сделать вдох.

5.                          Демонстрация ЦОР о сравнении легких ку­рильщика и здорового человека. Сообщения уча­щихся по теме:

—                                        Влияние курения на органы дыхания и орга­низм.

Демонстрация опыта: в медицинский шприц по­мещается чистая белая вата. Зажигается сигарета и «выкуривается» с помощью шприца — СТРОГО ПОД ВЫТЯЖКОЙ!!! Внимание учащихся акценти­руется на цвете ваты, которая поглощает табачный деготь и другие вещества и становится коричневой. Учитель подчеркивает, что примерно то же самое происходит и в легких, когда человек курит; демон­стрируется схема.

Затем учащиеся распределяются на три творче­ские группы. Задание по группам — придумать (раз­работать):

Группа 1. Памятку для курильщиков.

Группа 2. Рисунок для размещения на пачке си­гарет.

Группа 3. Текст (слоган) для размещения на пачке сигарет.

6.                          Сообщения учащихся по темам.

—                                        Помощь при отравлении угарным и бытовым газом.

—                                         Чистота воздушной среды, окружающей чело­века.

Дополнительные вопросы для обсуждения в ходе выступлений:

—                                          Почему после каждого урока в школе рекомен­дуют проветривать кабинеты?

—                                         Зачем нужна влажная уборка?

—                                         Какие источники загрязнения атмосферного воздуха, с вашей точки зрения, наиболее опасны? Почему?

III.                           Закрепление нового материала и рефлексия

А. Установите правильную последовательность процессов, происходящих при вдохе человека:

1)                           в легкие поступает воздух;

2)                           грудная клетка увеличивается;

3)                           сокращаются наружные межреберные мышцы и диафрагма;

4)                           давление в легких падает;

5)                           в продолговатом мозге возникают нервные им­пульсы;

6)                           легкие расширяются.

Б. Обсуждение проблемного вопроса:

Известно, что индейцы, прячась от врагов в водо­емах, дышали с помощью пустотелых стеблей камы­ша. Однако дышать таким способом, находясь под водой, можно лишь, когда глубина погружения не превышает метра.

С какими особенностями дыхания это может быть связано?

IV.                           Домашнее задание

§ 28 учебника; индивидуальные поисковые зада­ния (по желанию):

—                                         Почему возникает кессонная болезнь?

—                                          Что такое горная болезнь? Почему для экс­тренного лечения горной болезни в смеси газов вво­дят С02 в повышенных дозах?

Опережающее задание — подготовить сообще­ния:

1.                           История открытия и борьба с туберкулезом.

2.                           Влияние спорта и физических упражнений на дыхательную систему человека.

3.                           Рак легких.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 02.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar