Главная» 8 класс » Биология

План конспект по биологии 8 класс Урок 29 Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни органов дыхания.
02.10.2016, 15:32

Урок 29

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни органов дыхания. Влияние курения на организм.

Приемы реанимации

Цели урока: показать элементарные приемы самооб- следования дыхательной системы (измерение жизненной емкости легких, изучение частоты дыхательных движений в разных физиологических состояниях — в состоянии по­коя и после физической нагрузки); разъяснить значение флюорографии в ранней профилактике болезней легких, в том числе туберкулеза и рака легких; познакомить уча­щихся с причинами остановки дыхания, приемами оказа­ния первой помощи утопающему, получившему электро­травму; рассмотреть понятия «клинической и биологиче­ской смерти» и методах реанимации при остановке сердца и дыхания.

Тип урока: комбинированный, с элементами лабора­торных исследований.

Методы обучения: информационно-рецептивный, про­блемного изложения материала, частично поисковый.

Формы организации учебной деятельности: индиви­дуальная, фронтальная, парная, групповая.

Средства обучения: учебник, компьютер, мультимедиа­проектор, ЦОР о жизненной емкости легких.

Предметные результаты обучения:

  • овладеть приемами самообследования дыхатель­ной системы, называть признаки клинической и биологи­ческой смерти;
  • характеризовать понятие «жизненная емкость лег­ких»;
  • уметь оказывать первую помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, при электротравме;
  • уметь проводить искусственное дыхание и непря­мой массаж сердца.

Метапредметные результаты обучения:

  • познавательные — анализировать, осуществлять элементарный учебный эксперимент, обрабатывать и ин­терпретировать информацию;
  • регулятивные — контролировать и оценивать резуль­таты деятельности, вносить коррективы в их выполнение;
  • коммуникативные — полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, всту­пать в диалог и дискуссию; эффективно работать в паре и группе при решении учебной задачи.

Личностные результаты обучения:

  • осваивать и проявлять первичные исследователь­ские навыки посредством учебных экспериментов;
  • проявлять и укреплять эмоционально-негативное отношение к курению;
  • осознавать практическую ценность знаний по ана­томии, физиологии и гигиене.

Ход урока

I.                           Организационный этап и проверка домашнего задания

1.                          Терминологический диктант или понятийная разминка (дыхание, аденоиды, альвеолы, дифтерия, гайморит, легочная плевра, трахея, газообмен в тка­нях, трахея, диафрагма).

2.                          Индивидуальный опрос — три ученика у доски:

—                                        построить и объяснить схему, иллюстрирую­щую процесс газообмена в легких;

—                                        построить и объяснить схему, иллюстрирую­щую процесс газообмена в тканях;

—                                        построить и объяснить схему, иллюстрирую­щую нервную и гуморальную регуляцию дыхания.

II.                          Актуализация знаний и изучение нового ма­териала

1.                          Используя схему «Легочные объемы», учитель раскрывает понятия «жизненная емкость легких», «дополнительный объем вдоха», «резервный объем выдоха».

Обсуждаются поисковые вопросы.

—                                        Почему у спортсменов, особенно занимающих­ся плаванием, жизненная емкость легких может до­стигать 5 л?

—                                        Каковы преимущества людей, имеющих высо­кую жизненную емкость легких?

Учащиеся по ходу объяснения составляют в те­тради опорный конспект.

1.                                             Дыхательный объем — это______________________________________

2.                                             В состоянии покоя человек вдыхает и выдыхает около______

воздуха.

3.                                             Дополнительный дыхательный объем — это_________________

4.                                             Резервный дыхательный объем — это_________________________

5.                                             Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) —___________________________

Жизненная емкость легких зависит от__________________________________________

(у мужчин — у женщин — ...)

Дыхательный Дополнительный Резервный объем, 0,5 л +          объем, 1,5 л + объем, 1,5 л

2.                             Сообщения учащихся на тему «Влияние спор­та и физических упражнений на дыхательную сис­тему человека» и обсуждение вопросов.

—                                             Как влияет мышечная активность на легоч­ную вентиляцию?

—                                             Как спорт и физическая нагрузка способству­ют развитию мышц, участвующих в дыхательных движениях?

3.                             Организация и проведение практической ра­боты «Функциональные пробы с задержкой дыха­ния на вдохе и выдохе». Цель работы — доказать экспериментальным путем, что интенсивность вен­тиляции легких зависит от физической нагрузки.

Исследовательская деятельность организуется в парах. Учащиеся выполняют задания, предложен­ные в инструктивной карточке.

Инструктивная карточка

КАК ИЗМЕНЯЕТСЯ ЧАСТОТА ДЫХАТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ В РАЗНЫХ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ

1. Положите руку на грудь и подсчитайте количество дыхательных движений в положении лежа, сидя, стоя и пос­ле 3-минутного бега. Запишите данные в таблицу и сделай­те вывод о влиянии нагрузки на частоту дыхания.

Количество дыхательных движений в положении

лежа                                 сидя                 стоя после 3-минутного бега

  1. Определите, сколько секунд вы можете не дышать в состоянии покоя, после ряда быстрых глубоких вдохов и выдохов и после 3-минутной физической нагрузки (бег). Запишите полученные данные в таблицу и сделайте вывод.

Задержал(ла) дыхание на ... секунд

в состоянии                                       после глубоких после 3-минутного

покоя                                                  вдохов и выдохов                   бега

  • Почему организму необходимо большее количест­во кислорода?  
  • Как и почему изменяется частота и глубина ды­хательных движений в разных физиологических состоя­ниях?

4.                           А знаете ли вы?

По статистике, курящие заболевают раком лег­ких в 20 раз чаще, чем те, кто не курит.

Человек, который находился в течение часа в силь­но накуренном помещении, получает такую же дозу ядовитых веществ, как и выкуривший 4 сигареты.

Продолжительность жизни в результате курения сокращается на б—8 лет.

Сообщения учащихся о том, какие болезни лег­ких можно выявить с помощью флюорографии.

—                                         История открытия и борьба с туберкулезом лёгких.

—                                         Рак лёгких.

5.                           Просмотр видеофильма «Первая помощь при остановке сердца и дыхания».

6.                           Ролевая игра «Скорая помощь».

Работа организуется в четверках. Класс делится на 6 групп.

Учащиеся в процессе решения ситуативных прак­тических задач развивают навыки оказания первой помощи при нарушениях дыхательной функции.

Решение ситуативных задач

Ситуация 1. Вы стали свидетелем трагедии — на реке тонет человек. К счастью, пострадавшего удалось вытащить на берег. Человек без сознания. Вы предполагаете состояние клинической смерти. По каким признакам? Каковы ваши дальнейшие действия?

Ситуация 2. Человека, пораженного электри­ческим током, односельчане, в качестве первой по­мощи, пытались закопать в землю. Почему без вме­шательства врачей «скорой помощи» человек мог бы погибнуть? Какую первую помощь нужно было ока­зать пострадавшему до приезда врачей?

Ситуация 3. У молодого человека произошла внезапная остановка сердца и дыхания. Ваши дейст­вия.

Ситуация 4. Двое малышей надышались угар­ным газом. У вас 5 минут. Действуйте!

III.                             Закрепление нового материала и рефлексия

Методический прием «Микрофон».

Самооценка учащимися учебной деятельности на уроке:

Я доволен (или недоволен) результатами своей работы, так как .... Я научился ..., понял ..., запом­нил ....

Я хотел бы узнать ....

IV.                              Домашнее задание

§ 29 учебника; опережающее задание — подгото­вить сообщение:

— Роль белков, жиров и углеводов в организме человека; заполнить таблицу.

Первая помощь при нарушениях и остановке дыхания

Причины нарушения                                                               _                                  _

„                                                                *                                       Признаки Первая помощь

ДЫХаНИЯ

Утопление

Удушение и заваливание

землей

Электротравма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 02.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar