Главная» 8 класс » Биология

План конспект по биологии 8 класс Урок 31 Пищеварение в ротовой полости
02.10.2016, 15:35

Урок 31

Пищеварение в ротовой полости

Цели урока: сформировать знания об особенностях строения органов ротовой полости (зубов, слюнных же­лез, языка) в связи с выполняемыми функциями; рассмо­треть процессы пищеварения в ротовой полости.

Тип урока: комбинированный, с элементами лабора­торных исследований.

Методы обучения: информационно-рецептивный, ис­следовательский, частично поисковый.

Формы организации учебной деятельности: индиви­дуальная, фронтальная, парная.

Средства обучения: учебник, компьютер, мультимедиа­проектор, ЦОР (анимация акта глотания, слайд с изобра­жением слюнных желез).

Предметные результаты обучения:

  • называть особенности строения зубов в связи с вы­полняемыми функциями;
  • описывать процесс пищеварения в ротовой поло­сти;
  • проводить учебный эксперимент.

Метапредметные результаты обучения:

  • познавательные — ориентироваться в текстах, структурировать, анализировать и обрабатывать инфор­мацию, полученную на основе самонаблюдений и экспе­риментов;
  • регулятивные — контролировать и оценивать ре­зультаты деятельности, вносить коррективы в их выполне­ние;
  • коммуникативные — полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения; эф­фективно работать в паре при решении учебной задачи; уметь отражать в письменной форме результаты учебной деятельности.

Личностный результат обучения:

  • оценивать свое эмоциональное состояние на уроке.

Ход урока

I.                          Организационный этап и актуализация знаний

Учащимся предлагается пофантазировать и при­думать «план пути к здоровой ротовой полости». Коллективное обсуждение предлагаемых «планов».

II.                          Изучение нового материала

1.                          Поисковый вопрос.

—                                         Какие органы расположены в ротовой поло­сти?

Учащиеся оформляют в тетради опорную схему «Органы ротовой полости».

Ротовая полость — начальный отдел пищевари­тельной системы, состоит из различных структур, позволяющих подготовить пищу для дальнейшего процесса переваривания: зубы перемалывают и раз­мельчают кусочки пищи, которые перемешиваются языком и смачиваются слюной; движения губами и щеками помогают протолкнуть комок пищи далее по пищеводу.

2.                              Просмотр ЦОР о слюнных железах. Учащимся предлагается рассмотреть рис. 92 «Слюнные желе­зы» в учебнике, расположение слюнных желез и вы­полнить в тетради экспериментальные задания 1—3.

—                                              Где расположены и как называются слюнные железы?

Составить опорную схему «Состав слюны».

Состав слюны (за сутки выделяется ... л)

_______________ у____ ______________  у                                      у __________ ч г

Ферменты Вода — 99,4%                                                                           Лизоцим

Функции

___________________________  _________________  ________________  Обезвреживает

___________________________  _________________  ________________  микроорганизмы,

___________________________  _________________  ________________  способы вуег

___________________________  _________________  ________________  заживлению ран

3.                              Просмотр ЦОР — видео «Строение и функции зубов». Используя рис. 93 учебника, учащимся предлагается доказать, что зуб — это живой орган.

Коллективное обсуждение вопросов.

—                                               Какие типы зубов различают у человека?

—                                              Что общего в строении резцов, клыков и ко­ренных зубов?

Чем они различаются и с чем связаны эти раз­личия?

—                                               Чем покрыта коронка зуба?

—                                               Где расположен дентин?

—                                               Что такое пульпа?

—                                               Почему происходит смена зубов?

4.                              Самостоятельная работа в четверках. Учащие­ся самостоятельно формулируют вопросы, рассмо­трение которых важно для понимания необходимо­сти ухода за зубами.

Учитель рекомендует использовать конструкции:

—                                        Каковы причины ...? Почему...? Чем можно объяснить...?

Что произойдет, если ...?

Далее коллективно обсуждаются результаты ра­боты и формулируются вопросы для обсуждения. Дополнительные вопросы для рассмотрения, кото­рые предлагает учитель.

—                                        По рис. 94 § 31 опишите, как развивается ка­риес.

—                                        Эмаль зуба по твердости и прочности прибли­жается к кварцу. Какие факторы могут вызывать ее разрушение?

—                                       Почему нельзя холодное мороженое запивать горячим чаем и наоборот?

—                                        Какие правила ухода за зубами необходимо со­блюдать и почему?

—                                        Трудно представить себе цивилизованного че­ловека, который не чистит зубы по утрам и вечерам. Навыкам этой гигиенической процедуры обучают ма­лышей с раннего возраста. Однако правильно чистить зубы умеют не все. Как правильно чистить зубы?

5.                          Поисковое задание:

—                                       Какие химические превращения происходят с пищей под действием ферментов слюны? Как это можно исследовать?

6.                          Организация и проведение лабораторной ра­боты «Изучение действия ферментов слюны на крахмал. Определение положения слюнных желез, движение гортани при глотании». Учебная деятель­ность организуется в парах или группах. Учащиеся выполняют задания в учебнике к § 32 и интерактив­ную лабораторную работу, предложенную в ЦОР.

7.                          Коллективный анализ и обсуждение результа­тов, полученных в ходе лабораторной работы.

—                                        Какие условия наиболее благоприятны для действия ферментов слюны?

—                                        Какие вещества образуются в ротовой полости при расщеплении сложных углеводов (крахмала)?

III.                              Закрепление нового материала и рефлексия

А. Беседа по вопросам.

—                                              Какие физические и химические изменения происходят с пищей в ротовой полости?

—                                              Почему важно хорошо пережевывать пищу?

—                                              Почему при долгом жевании хлеба во рту на­чинает ощущаться сладкий вкус?

—                                              Какую роль в акте глотания играют надгортан­ник и мягкое нёбо?

—                                              Можете ли вы дать физиологическое обоснова­ние народной мудрости «когда я ем, я глух и нем».

Б. Учащиеся заполняют первую строку обобщаю­щей таблицы.

Пищеварение в различных отделах пищеварительной системы

Состав                                                 п                            На какие

пищева-                               Реакция ищевари-                       сложные         Продукты

тельные                                                                                                          г

рительно-                            среды            .                           вещества          реакции

го сока                                                ферменты           действуют?

Ротовая полость Желудок

Двенадцатиперстная кишка и другие отделы тонкой кишки

IV.                              Домашнее задание

§ 31 учебника; задания 1—4 письменно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 02.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar