Главная» 8 класс » Биология |
02.10.2016, 15:35 | |
Урок 31 Цели урока: сформировать знания об особенностях строения органов ротовой полости (зубов, слюнных желез, языка) в связи с выполняемыми функциями; рассмотреть процессы пищеварения в ротовой полости. Тип урока: комбинированный, с элементами лабораторных исследований. Методы обучения: информационно-рецептивный, исследовательский, частично поисковый. Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная. Средства обучения: учебник, компьютер, мультимедиапроектор, ЦОР (анимация акта глотания, слайд с изображением слюнных желез). Предметные результаты обучения:
Метапредметные результаты обучения:
Личностный результат обучения:
I. Организационный этап и актуализация знаний Учащимся предлагается пофантазировать и придумать «план пути к здоровой ротовой полости». Коллективное обсуждение предлагаемых «планов». II. Изучение нового материала 1. Поисковый вопрос. — Какие органы расположены в ротовой полости? Учащиеся оформляют в тетради опорную схему «Органы ротовой полости». Ротовая полость — начальный отдел пищеварительной системы, состоит из различных структур, позволяющих подготовить пищу для дальнейшего процесса переваривания: зубы перемалывают и размельчают кусочки пищи, которые перемешиваются языком и смачиваются слюной; движения губами и щеками помогают протолкнуть комок пищи далее по пищеводу. 2. Просмотр ЦОР о слюнных железах. Учащимся предлагается рассмотреть рис. 92 «Слюнные железы» в учебнике, расположение слюнных желез и выполнить в тетради экспериментальные задания 1—3. — Где расположены и как называются слюнные железы? Составить опорную схему «Состав слюны». Состав слюны (за сутки выделяется ... л) _______________ у____ ______________ у у __________ ч г Ферменты Вода — 99,4% Лизоцим Функции ___________________________ _________________ ________________ Обезвреживает ___________________________ _________________ ________________ микроорганизмы, ___________________________ _________________ ________________ способы вуег ___________________________ _________________ ________________ заживлению ран 3. Просмотр ЦОР — видео «Строение и функции зубов». Используя рис. 93 учебника, учащимся предлагается доказать, что зуб — это живой орган. Коллективное обсуждение вопросов. — Какие типы зубов различают у человека? — Что общего в строении резцов, клыков и коренных зубов? Чем они различаются и с чем связаны эти различия? — Чем покрыта коронка зуба? — Где расположен дентин? — Что такое пульпа? — Почему происходит смена зубов? 4. Самостоятельная работа в четверках. Учащиеся самостоятельно формулируют вопросы, рассмотрение которых важно для понимания необходимости ухода за зубами. Учитель рекомендует использовать конструкции: — Каковы причины ...? Почему...? Чем можно объяснить...? Что произойдет, если ...? Далее коллективно обсуждаются результаты работы и формулируются вопросы для обсуждения. Дополнительные вопросы для рассмотрения, которые предлагает учитель. — По рис. 94 § 31 опишите, как развивается кариес. — Эмаль зуба по твердости и прочности приближается к кварцу. Какие факторы могут вызывать ее разрушение? — Почему нельзя холодное мороженое запивать горячим чаем и наоборот? — Какие правила ухода за зубами необходимо соблюдать и почему? — Трудно представить себе цивилизованного человека, который не чистит зубы по утрам и вечерам. Навыкам этой гигиенической процедуры обучают малышей с раннего возраста. Однако правильно чистить зубы умеют не все. Как правильно чистить зубы? 5. Поисковое задание: — Какие химические превращения происходят с пищей под действием ферментов слюны? Как это можно исследовать? 6. Организация и проведение лабораторной работы «Изучение действия ферментов слюны на крахмал. Определение положения слюнных желез, движение гортани при глотании». Учебная деятельность организуется в парах или группах. Учащиеся выполняют задания в учебнике к § 32 и интерактивную лабораторную работу, предложенную в ЦОР. 7. Коллективный анализ и обсуждение результатов, полученных в ходе лабораторной работы. — Какие условия наиболее благоприятны для действия ферментов слюны? — Какие вещества образуются в ротовой полости при расщеплении сложных углеводов (крахмала)? III. Закрепление нового материала и рефлексия А. Беседа по вопросам. — Какие физические и химические изменения происходят с пищей в ротовой полости? — Почему важно хорошо пережевывать пищу? — Почему при долгом жевании хлеба во рту начинает ощущаться сладкий вкус? — Какую роль в акте глотания играют надгортанник и мягкое нёбо? — Можете ли вы дать физиологическое обоснование народной мудрости «когда я ем, я глух и нем». Б. Учащиеся заполняют первую строку обобщающей таблицы. Пищеварение в различных отделах пищеварительной системы Состав п На какие пищева- Реакция ищевари- сложные Продукты тельные г рительно- среды . вещества реакции го сока ферменты действуют? Ротовая полость Желудок Двенадцатиперстная кишка и другие отделы тонкой кишки IV. Домашнее задание § 31 учебника; задания 1—4 письменно.
| |
Просмотров: | |
Всего комментариев: 0 | |
|
|