Главная» 8 класс » Биология

План конспект по биологии 8 класс Урок 32 Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие пищеварительных ферментов
02.10.2016, 15:35

Урок 32

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке.

Действие пищеварительных ферментов

Цели: сформировать знания о строении желудка в свя­зи с выполняемыми функциями; рассмотреть процесс пищеварения в желудке и двенадцатиперстной кишке, ме­ханизмы регуляции выделения желудочного сока; рас­крыть роль поджелудочной железы, печени, желез кишеч­ника в пищеварении; продолжать формирование поня­тий «фермент», «субстрат».

Тип урока: комбинированный, с элементами лабора­торных исследований.

Методы обучения:                            информационно-рецептивный,

проблемного изложения материала, частично поисковый.

Формы организации учебной деятельности: индиви­дуальная, фронтальная.

Средства обучения: учебник, компьютер, мультиме­диапроектор, ЦОР; лабораторная работа «Действие желу­дочного сока на белки», пробирки, водяная баня, желу­дочный сок, вареное куриное яйцо.

Предметные результаты обучения:

  • характеризовать строение желудка, состав желудоч­ного сока и сока поджелудочной железы; описывать осо­бенности пищезарения в желудке и двенадцатиперстной кишке, роль ферментов и условия их активности.

Метапредметные результаты обучения:

  • познавательные — анализировать, обрабатывать и интерпретировать информацию, полученную на основе самонаблюдений и экспериментов;
  • регулятивные — контролировать и оценивать ре­зультаты деятельности, вносить коррективы в их выполне­ние;
  • коммуникативные — полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, всту­пать в диалог и дискуссию; эффективно работать в паре и группе при решении учебной задачи.

Личностный результат обучения:

  • проявлять этические нормы в парной и групповой работе над общим результатом.

Ход урока

I.                          Организационный этап и проверка домашнего задания

А. Учащиеся на первых партах выполняют пись­менно задания, предложенные в дидактических кар­точках.

Б. Фронтальный устный блиц-опрос с использо­ванием «светофорных» карточек: зеленая — «да», красная — «нет».

1.                              Язык — орган вкуса и речи.

2.                              Вкусовые рецепторы расположены внутри мы­шечного слоя языка.

3.                              В ротовой полости происходит механическая и химическая обработка пищи.

4.                              В состав слюны входит фермент, действующий на жиры.

5.                              Измельченная пища более доступна действию пищеварительных ферментов.

6.                              В составе слюны человека обнаружена соляная кислота.

7.                              Благодаря лизоциму слюна обладает бактери­цидными свойствами.

8.                              В ротовой полости начинается расщепление сложных углеводов под действием фермента ами­лазы.

9.                              У ребенка в 10 лет уже развиты 32 зуба.

10.                             Вход в гортань при глотании закрывают мыш­цы мягкого нёба.

11.                             Слюнных желез у человека три пары: подъ­язычные, околоушные и поднижнечелюстная.

12.                             В состав слюны входят только вода и фермен­ты.

13.                             Поджелудочная железа и печень — это пище­варительные железы.

14.                             Мясо, рыба, яйца и бобовые растения богаты белками.

15.                             Сливочное и подсолнечное масла богаты угле­водами.

16.                             Муцин и лизоцим — это основные ферменты слюны.

В. Игра «Третий лишний». У доски — двое уча­щихся.

Задание — необходимо найти лишний термин и объяснить свой выбор. Показать в виде опорной схе­мы связь между предложенными терминами (поня­тиями).

1                               — глотка, пищевод, желудок, печень, кишеч­ник;

2                           — глюкоза, амилаза, муцин, лизоцим;

3                           — яйца, рыба, оливковое масло, курица, бобо­вые растения;

4                           — резцы, клыки, молочные зубы, коренные зубы.

II.                          Актуализация знаний и изучение нового ма­териала

1.                           Обсуждение поискового вопроса. Учащиеся предполагают связь между структурой и выполняе­мыми функциями.

—                                        Почему желудок имеет вид объемного, меш­ковидного органа, а кишечник — длинной полой трубки?

2.                          Самостоятельная работа с текстом и рисунка­ми учебника.

Группа 1 — «Анатомы» — изучают и описыва­ют по рис. 95 учебника особенности строения желуд­ка. Составляют опорную схему «Состав желудочного сока».

Группа 2 — «Физиологи» — изучают и описы­вают процесс пищеварения в желудке и двенадцати­перстной кишке.

Группы представляют результаты работы. Уча­щиеся оценивают, выступление какой из групп было более полным, интересным, полезным и эмоцио­нальным.

3.                          Учитель формулирует поисковое задание:

—                                        Какие химические превращения происходят с пищей под действием ферментов желудочного и ки­шечного сока? Как это можно исследовать?

Лабораторная работа (может проводиться как де­монстрация) «Действие желудочного сока на белки».

Учебная деятельность организуется в парах или группах.

4.                          Коллективный анализ и обсуждение получен­ных результатов. Беседа по вопросам.

—                                        Какие условия наиболее благоприятны для действия ферментов желудочного и кишечного сока (температура, реакция среды)?

—                                       Какова роль желчи в пищеварении?

—                                        Какую роль в пищеварении играет соляная кислота?

—                                              Почему ферменты желудочного сока не пере­варивают стенки желудка?

—                                              Какие простые соединения образуются при расщеплении белков, жиров и углеводов в тонком кишечнике? Под действием каких ферментов?

III.                              Закрепление нового материала и рефлексия

A.                              Задание на установление соответствия. Уча­щиеся соотносят с помощью стрелок слова из левой и правой колонок.

Углеводы                                 Глицерин и жирные кислоты

Белки                                       Аминокислоты

Жиры                                       Глюкоза

Б. Учащиеся заканчивают заполнение обобщаю­щей таблицы (см. урок 31) «Пищеварение в различ­ных отделах пищеварительной системы». Учащиеся поэтапно комментируют содержание таблицы. Взаи­мопроверка и фронтальная проверка выполнения задания.

B.                               Заполнение бланка «Письмо-рефлексия».

ФИО ... Теперь я знаю, что .... Я попробую .... Ре­зультат изучения темы был бы лучше, если бы я ... .

IV.                               Домашнее задание

§ 32 учебника; опережающее задание — подгото­вить сообщения-презентации:

—                                              Аппендицит: причины развития, симптомы, первая помощь.

—                                               Чем опасен перитонит?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 02.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar