Главная» 8 класс » Биология

План конспект по биологии 8 класс Урок 33 Всасывание. Роль печени в пищеварении. Функции толстого кишечника
02.10.2016, 15:36

Урок 33

Всасывание. Роль печени в пищеварении. Функции толстого кишечника

Цели урока: выяснить механизм всасывания питатель­ных веществ и функции толстого кишечника, рассмотреть роль печени в пищеварении.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: информационно-рецептивный, про­блемного изложения материала, частично поисковый.

Формы организации учебной деятельности: индиви­дуальная, фронтальная, парная.

Средства обучения: учебник, компьютер, мультиме­диапроектор, ЦОР — анимация «Процессы, происходя­щие в тонком кишечнике», видео «Роль печени в организ­ме человека».

Предметные результаты обучения:

  • описывать механизм всасывания питательных ве­ществ в кишечнике, перечислять функции толстого кишеч­ника;
  • знать значение печени для организма человека.

Метапредметные результаты обучения:

  • познавательные — ориентироваться в текстах, вы­делять и структурировать основную и второстепенную ин­формацию, использовать различные источники инфор­мации, включая электронные;
  • регулятивные — контролировать и оценивать ре­зультаты деятельности, вносить коррективы в их выполне­ние;
  • коммуникативные — полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, всту­пать в диалог и дискуссию; эффективно работать в паре и группе при решении учебной задачи.

Личностные результаты обучения:

  • проявлять познавательный интерес, креативность;

—                                        понимать важность знаний об аппендиците и пери­тоните как неотложных состояниях, представляющих уг­розу для жизни и здоровья человека.

Ход урока

I.                          Организационный этап и проверка домашнего задания

Фронтальный письменный опрос в форме биоло­гического диктанта. Учащиеся записывают ответы на отдельных листах. Затем обмениваются ими с це­лью взаимопроверки.

1.                          Ферменты слюны, расщепляющие сложные углеводы... .

2.                          В ротовой полости начинают расщепляться ....

3.                          Слизеподобное вещество в составе слюны ....

4.                          Бактерицидное вещество в составе слюны ....

5.                             Специализированные клетки, расположенные в ротовой полости на языке, слизистой оболочке щек, воспринимающие химические раздражения... .

6.                             Реакция среды, оптимальная для работы фер­ментов слюны... .

7.                             Состав слюны: ....

8.                             Реакция среды, оптимальная для действия ферментов желудочного сока ....

9.                             Под действием желудочного сока белки расщеп­ляются до ....

10.                             Состав желудочного сока: ... .

11.                             Защищает стенки желудка от «самоперевари- вания» ... .

12.                             Активирует ферменты, вызывает набухание белков, уничтожает микроорганизмы, стимулирует моторику желудка ....

13.                             В желудке начинается расщепление ....

14.                             Фермент желудочного сока, катализирую­щий расщепление белков до аминокислот, ....

II.                              Актуализация знаний и изучение нового ма­териала

1.                             Постановка и обсуждение поискового вопроса.

—                                            Как происходит всасывание питательных ве­ществ в кишечнике?

Учащиеся высказывают свои предположения. Учитель уточняет, дополняет ответы и рассказывает о механизмах всасывания питательных веществ в кишечнике.

В тонкой кишке столько микроскопических вор­синок, что общая площадь ее поверхности составля­ет 250 м2. Этого достаточно, чтобы покрыть теннис­ный корт.

—                                               Какие особенности строения тонкого кишеч­ника способствуют увеличению всасывающей по­верхности?

Учащимся предлагается рассмотреть на рис. 98 учебника особенности строения кишечной ворсинки и выяснить связь строения с выполняемой функцией.

—                                             Эпителий кишечной ворсинки поглощает жир­ные кислоты и глицерин и синтезирует из них жи­ры. Отличаются ли эти жиры от жиров, поступаю­щих с пищей?

2.                           Просмотр ЦОР о роли печени в организме че­ловека.

Коллективное обсуждение вопросов:

—                                         Почему медики и физиологи образно называ­ют печень «биохимической лабораторией», «продо­вольственным складом» и «диспетчером» человече­ского организма?

—                                         Как печень поддерживает постоянство вну­тренней среды организма?

*Как проверить работу печени самостоятельно?

Учащимся предлагается ответить на вопросы и проанализировать полученные результаты. На каж­дый вопрос нужно проставить баллы: «ДА» — 5 бал­лов, «НЕТ» — 1 балл.

1.                           Есть на языке желтый налет?

2.                           Отмечается ли нездоровый цвет лица?

3.                           Жирная пища переносится плохо?

4.                           Отмечается тяжесть в правом подреберье?

5.                           Есть склонность к аллергии?

6.                           Есть ли повышенная утомляемость и раздра­жительность?

7.                           Бывает горький привкус во рту?

8.                           Есть ли избыточный вес и целлюлит?

9.                           Белки глаз имеют желтоватый цвет?

10.                           Быстро ли ваши волосы становятся гряз­ными?

11.                           Кожа очень жирная или слишком сухая?

12.                           На коже есть пигментные пятна?

13.                           Отмечается ли плохой аппетит?

14.                           Лечились ли вы антибиотиками?

15.                           Употребляли ли вы алкоголь?

16.                           Есть ли на коже угревые высыпания?

Анализ полученных результатов:

до 25 баллов — состояние печени хорошее, что может быть результатом вашего правильного пита­ния и здорового образа жизни;

26—50 баллов — вы должны задуматься над во­просом «Как проверить работу печени?»;

51—80 баллов — визит к врачу откладывать опасно для здоровья. Скорее всего, нужно будет пройти лечение.

А знаете ли вы? Печень является единственным органом в организме человека, который способен к полному самостоятельному восстановлению!

3.                             Самостоятельная работа с учебником в парах. Учащимся предлагается найти в тексте ответы на во­просы.

—                                             Какие отделы выделяют в толстом кишеч­нике?

—                                             Где расположена слепая кишка с аппендиксом?

—                                             Кишечник заселен микроорганизмами, общий вес которых составляет около 2,5 кг. Какова их роль? Почему во время и после лечения антибиоти­ками врачи рекомендуют употреблять в пищу био­йогурты?

4.                             Сообщения об аппендиците и перитоните с опорой на ЦОР (или презентации).

По данным российской системы здравоохране­ния, от воспаления аппендикса и перитонита еже­годно умирает около 500 человек. Чтобы предотвра­тить воспаление «отростка», следует вводить в раци­он больше сырой растительной пищи, которая богата клетчаткой — свежие фрукты и овощи.

III.                             Закрепление нового материала и рефлексия

А. Методический прием «Незаконченные предло­жения».

Учащиеся заканчивают предложенные тезисы:

1.                             Сегодня на уроке я узнал(а) ....

2.                             Чтобы питательные вещества всасывались, в тонком кишечнике ....

3.                              В толстом кишечнике ....

4.                              Печень участвует в ... .

Б. Учащиеся выполняют задание 1 к § 33 учебни­ка — сравнивают строение тонкого и толстого ки­шечника и процессы, происходящие в них.

IV.                              Домашнее задание

§ 33 учебника; задание 3 письменно.

Составьте сообщения, используя дополнитель­ные печатные источники (словари, справочники, пе­риодическую литературу и др.) и Интернет-ресурсы, о роли печени в пищеварении, о значении аппендик­са и изменении знаний о нем, о влиянии антибиоти­ков на работу пищеварительной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 02.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar