Главная» 8 класс » Биология

План конспект по биологии 8 класс Урок 34 Регуляция пищеварения
02.10.2016, 15:36

Урок 34

Регуляция пищеварения

Цели урока: сформировать знания о фистульной мето­дике изучения пищеварения, разработанной И. П. Павло­вым; рассмотреть механизмы нервной и гуморальной ре­гуляции пищеварения.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения:                            информационно-рецептивный,

проблемного изложения материала, частично поисковый.

Формы организации учебной деятельности: индиви­дуальная, фронтальная.

Средства обучения: учебник, компьютер, мультимедиа­проектор, ЦОР.

Предметные результаты обучения:

  • объяснять сущность фистульной методики И. П. Пав­лова;
  • описывать механизмы нервной и гуморальной регу­ляции пищеварения;
  • уметь строить графически рефлекторные дуги безусловного и условного слюноотделительного рефлек­сов.

Метапредметные результаты обучения:

  • познавательные — ориентироваться в текстах, ис­пользовать модели, атласы, схемы, таблицы; анализиро­вать, обрабатывать информацию, полученную на основе самонаблюдений и экспериментов; выделять критерии для сравнения процессов;
  • регулятивные — ставить перед собой цель на основе соотнесения того, что известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, планировать пути ее достижения;
  • коммуникативные — полно и точно выражать свои мысли, формулировать и аргументировать собствен­ную точку зрения, вступать в диалог и дискуссию; эффек­тивно работать в паре и группе при решении учебной за­дачи.

Личностный результат обучения:

  • проявлять познавательные интересы, направлен­ные на изучение процесса пищеварения.

Ход урока

I.                              Организационный этап и проверка домашнего задания

Письменный фронтальный опрос.

Вариант 1

А. Задание в тестовой форме

1.                                      Функции толстого кишечника:

а)                  расщепление растительной клетчатки (при участии особой бактериальной микрофлоры)

б)                  всасывание воды и формирование каловых масс

в)                       ситнез витаминов группы В и К

г)                       расщепление белков и жиров

д)                  всасывание аминокислот, жирных кислот, глицерина

2.                              Эмульгирует жиры и обеспечивает их расщеп­ление

а)                      липаза

б)                       желчь

в)                       сок поджелудочной железы

г)                       соляная кислота

д)                       пепсин

3.                                      Тонкий кишечник состоит из:

а)                       двенадцатиперстной кишки

б)                       тощей кишки

в)                       прямой кишки

г)                       подвздошной кишки

д)                       ободочной кишки

е)                       слепой кишки с аппендиксом

4.                              Продукты расщепления белков, жиров и угле­водов из пищеварительной системы всасываются в

а)                      кровь

б)                       лимфу

в)                       кровь и лимфу

г)                       клетки крови

д)                       межтканевую жидкость

5.                              Молочные зубы заменяются постоянными к возрасту:

а)                  15 лет 6)10—12 лет в) 25 лет г) 18 лет Б. Построить схему рефлекторной дуги безуслов­ного глотательного рефлекса.

Вариант 2

А. Задание в тестовой форме

1.                                   Толстый кишечник состоит из:

а)                     слепой кишки с аппендиксом

б)                     прямой кишки

в)                     ободочной кишки

г)                     двенадцатиперстной кишки

д)                     подвздошной кишки

2.                                   Желчь образуется в

а)                     желчном пузыре

б)                     поджелудочной железе

в)                     печени

г)                     толстом кишечнике

д)                     селезенке

3.                           Протоки поджелудочной железы открывают­ся в:

а)                     желудок

б)                     селезенку

в)                     толстый кишечник

г)                     печень

д)                     двенадцатиперстную кишку

4.                           Фермент желудка, расщепляющий белки до аминокислот,— это

а)                     пепсин

б)                     амилаза

в)                     липаза

г)                     муцин

д)                     лизоцим

5.                           Сложные жиры расщепляются в пищевари­тельной системе до

а)                     аминокислот

б)                     глюкозы

в)                     жирных кислот

г)                     глицерина

д)                     воды и углекислого газа

Б. Построить схему рефлекторной дуги безуслов­ного слюноотделительного рефлекса.

II.                           Актуализация знаний и изучение нового ма­териала

Коллективное обсуждение поискового вопроса.

— Согласны ли вы с утверждением «аппетит при­ходит во время еды»?

1.                              Построение рефлекторной дуги безусловного слюноотделительного рефлекса. При проверке вы­полнения задания учитель использует вопросы:

Тонкие вопросы                                                                                       Толстые вопросы

—                                Сколько звеньев содер-     — Какую функцию выполняют

жит рефлекторная дуга                                   рецепторы? (Преобразование

безусловного рефлекса?                                 раздражений в нервные

—                                                                                                Приведите примеры     импульсы.)

других безусловных реф- — В ответ на какие раздражи- лексов. (Чихание, кашель, тели у человека проявляется глотание.)                                  безусловный пищевой реф-

В чем проявляется функ-                                леке? (Химические, физиче-

ция рабочего органа?                                    ские раздражители, связанные

(Выделение слюны)                                           с приемом пищи.)

—                                                                                                         Где находится центр рефлек­са? (Слюноотделительный центр в продолговатом мозге.)

—                                                                                                         Почему данный вид рефлек­са называется безусловным?

2.                             Лекция учителя с демонстрацией ЦОР (рисун­ков, слайдов, анимаций или видеоматериалов) о ме­тодах изучения пищеварения, которые были предло­жены И. П. Павловым.

3.                             Демонстрация ЦОР о безусловном и условно- рефлекторном выделении слюны. Беседа по вопро­сам.

—                              Что такое фистула? В чем заключается метод фистул?

—                              Каково значение безусловного пищевого слю­ноотделительного рефлекса?

Постановка проблемного вопроса.

—                              Выделение слюны и желудочного сока проис­ходит и в том случае, если пищи в ротовой полости нет. Почему?

4.                             Просмотр учебного ЦОР об изучении органов пищеварения и обсуждение.

—                              Какая информация была получена учеными о работе слюнных желез с помощью фистульной ме­тодики?

—                              Как была проведена операция «мнимого корм­ления» и что с помощью этого эксперимента было выяснено?

—                          Почему на рассказ о жареной картошке, на со­зерцание красиво оформленных блюд на столе у школьников выделилось много слюны?

Учащиеся высказывают свои предположения для решения проблемной задачи. Учитель предлагает сравнить предлагаемые подходы с алгоритмом реше­ния.

Алгоритм решения проблемной задачи

1.                          Проанализировать ситуацию (выделить ее от­дельные составляющие).

2.                          Определить фактор (раздражитель), вызвав­ший реакцию.

3.                          Установить этапы прохождения нервного им­пульса при осуществлении рефлекса.

4.                          Определить, в чем заключается ответная реак­ция.

5.                          Анализ задачи.

Учащиеся называют раздражитель (условный сигнал), вызвавший ответную реакцию. (Рассказ, красивая картинка.)

Учащиеся коллективно анализируют схемы реф­лекторных дуг безусловного и условно-рефлекторно­го слюноотделения, называют их составляющие, указывают на образование временной связи, объяс­няют, что условным рефлекс назван потому, что реф­лекс вызван условным раздражителем (на примере собаки — лампочка или звонок; на примере фраг­мента киножурнала — аппетитное описание жаре­ной картошки; на примере картинки — красиво оформленное блюдо и сервированный стол).

6.                          Самостоятельная работа с текстом учебника «Гуморальная регуляция пищеварения» с использо­ванием методики маркировки текста. Учащиеся маркируют текст:

«/» — уже знал; « + » — новое; «-» — думал ина­че; «?» — не понял, есть вопросы.

Затем составляют «толстые и тонкие вопросы» к тексту и отвечают на них в парах.

—                          Почему во время обеда полезно сначала съе­дать суп или салат?

III.                              Закрепление нового материала и рефлексия

Беседа с учащимися по вопросам:

—                              Кто из ученых разработал фистульную методи­ку изучения пищеварения? Какую информацию о механизмах работы пищеварительных желез полу­чили ученые?

—                               Согласитесь ли вы с рекомендацией врачей- диетологов, что из-за стола нужно вставать с легким чувством голода? Объясните свою точку зрения.

IV.                               Домашнее задание

§ 34 учебника; опережающее задание — подгото­вить сообщения в виде санбюллетеней или презента­ций на темы:

1.                              Пищевые отравления.

2.                              Кишечные инфекции и их профилактика (бо­тулизм, сальмонеллез, холера, дизентерия).

3.                              Опасность гельминтозов.

4.                              Старайся — правильно питайся!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 02.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar