Главная» 8 класс » Биология

План конспект по биологии 8 класс Урок 3 Систематическое положение человека
02.10.2016, 14:48

Урок 3

Систематическое положение человека

Цель урока: сформировать знания о месте человека в системе органического мира.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: информационно-рецептивный, про­блемного изложения материала, частично поисковый.

Формы организации учебной деятельности: индиви­дуальная, фронтальная, дифференцированно-групповая.

Средства обучения: учебник, компьютер, мультиме­диапроектор, ЦОР.

Предметные результаты обучения:

—          указывать положение вида Человек разумный ор­ганического мира; перечислять черты сходства и различия человека и животных.

Мета предметные результаты обучения:

—           познавательные — самостоятельно находить, ана­лизировать, обрабатывать информацию и использовать ее в учебной деятельности; владеть навыками смыслового чтения при работе с основным текстом учебника и иллю­страциями;

—          регулятивные — контролировать и оценивать ре­зультаты деятельности, вносить коррективы в их достиже­ние;

—          коммуникативные — полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, всту­пать в дискуссию; эффективно работать в группе при ре­шении учебной задачи.

Личностный результат обучения:

—          проявлять познавательный интерес, осознавать, что человек является частью органического мира.

Ход урока

I.            Организационный этап и актуализация знаний

1.      Фронтальная беседа и работа в тетрадях. Во­просы и задания § 3 учебника.

  • Дайте определение понятия «таксон».
  • Какие систематические группы (таксоны) вам известны?
  • Опираясь на знания по зоологии, учащиеся за­писывают систематическое положение Человека разумного в системе органического мира.

Тип Хордовые

Подтип Позвоночные

Класс Млекопитающие

Отряд Приматы

Семейство Гоминиды

Род Человек

Вид Человек разумный

Правильность выполнения задания проверяется в парах — учебник § 3 и с использованием ЦОР о си­стематическом положении человека в животном мире.

2.      Дифференцированно-групповая самостоятель­ная работа учащихся с учебником.

Задание по вариантам: выписать признаки, ука­зывающие на принадлежность Человека к группам.

Группы

Признаки

Тип Хордовые

 

 

Подтип Позвоночные

 

 

Класс Млекопитающие

Млечные, сальные и потовые железы, волосяной покров тела, специализированные зубы (резцы, клыки, предкоренные и корен­ные), четырехкамерное сердце и левая дуга аорты, высокоразви­тый головной мозг, внутриутроб­ное развитие зародыша, вскарм­ливание детень ша молоком).

Отряд Приматы

 

 

3.      Фронтальная проверка выполнения задания

с использованием ЦОР о чертах сходства человека с животными.

II.            Изучение нового материала

  1. Самостоятельная работа с раздаточным ма­териалом (иллюстрациями, сравнительными таб­лицами). Учащиеся сравнивают человека и чело­векообразных обезьян, выявляют черты сходства и различия. Проводится фронтальная беседа с ис­пользованием ЦОР (презентации) «Отличия челове­ка от высших приматов».

Информация для учителя

Сходство человека и человекообразных обезьян

Признак

Проявление сходства

Внешнее строение

Крупные размеры, длинные конечности, широкие плечи, сходная форма ушной раковины, выступающий нос, шерсть без подшерстка, мимика, ногти

Скелет

Одинаковые отделы, кости, 12—13 пар ребер

Кровь

4 группы крови

Биохимические

процессы

Сходство белковых молекул, взаимоза­меняемость гормонов, общие болезни и паразиты

Хромосомы

Сходное число, размер и форма хромосом (46—48)

 

Различия человека и человекообразных обезьян

Признак

(орган)

Человек

Человекообразные

обезьяны

Образ жизни

Семья

Стадо

Положение при ходьбе

Вертикальное

На четырех конеч­ностях

ВНД

Рефлексы, инстинкты, память, абстрактное мышление, речь

Рефлексы, инстинк­ты, память, элемен­тарное мышление

16

Окончание

Признак

(орган)

Человек

Человекообразные

обезьяны

Скелет а) череп

Мозговой отдел больше лицевого

Лицевой отдел больше

6) надбровные дуги

Отсутствуют

Есть

в) верхняя челюсть

Не выступает вперед

Выступающая

г) позвоночник

S-образный (с изгибами)

Без изгибов

д) таз

Широкий

Узкий

е) кисть руки

Большой палец

противопоставлен

остальным

ж) нижние конечности

Значительно крупнее верхних

з) стопа

Имеется свод

Мозг

1200—1400 г

600—650 г

  1. Просмотр презентации «Отличительные осо­бенности вида Homo sapiens». Учащимся предлагает­ся рассмотреть, выявить и записать в тетради отличи­тельные особенности, характерные для вида Человек разумный (вертикальное положение тела и передви­жение на двух ногах, S-образная форма позвоночни­ка, расширенная форма таза, сводчатая стопа), высо­кая степень развития рук и способность выполнять различные высокоточные операции, большой объем головного мозга, бинокулярное зрение, речь (особое строение аппарата голосообразования).
  2. Рассказ учителя о наличии в теле человека ру­диментов и атавизмов. Учащиеся оформляют в те­тради опорную схему с использованием текста учеб­ника и формулируют вывод о том, что наличие этих органов — одно из доказательств животного проис­хождения человека.

17

Рудименты и атавизмы у человека

Рудименты —это ...

Атавизмы — это...

Рудименты у человека:...

Атавизмы у человека:...

III.             Закрепление нового материала и рефлексия

А. ЦОР об отличительных особенностях и пре­имуществах вида Человек разумный.

Б. Можно ли считать современных человеко­образных обезьян предками человека? Можно ли на основании сравнительно-анатомических, эмбриоло­гических и физиологических данных, указываю­щих на сходство человека с животными, доказать идею их родства и общности происхождения?

IV.             Домашнее задание

§ 3 учебника, закончить заполнение таблиц; ис­пользуя интернет-ресурсы, подготовить сообщения и презентации об австралопитеках, древнейших, древних и первых людях современного типа.

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 02.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar