Главная» 8 класс » Биология

План конспект по биологии 8 класс Урок 41 Терморегуляция организма.
02.10.2016, 15:40

Урок 41
Терморегуляция организма.
Закаливание
Цели урока: познакомить учащихся со способами поддержания постоянной температуры тела, рефлекторными механизмами терморегуляции; раскрыть сущность и значение закаливания, его способы и условия, физиологические механизмы; рассмотреть причины, приводящие к перегреву организма, меры первой помощи и способы про-филактики.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: информационно-рецептивный, проблемного изложения материала, частично поисковый.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, дифференцированно-групповая.
Средства обучения: учебник, компьютер, мультимедиапроектор, утюг с терморегулятором и индикатором лампочкой, ЦОР (видео «Сужение и расширение кровеносных сосудов в зависимости от температуры окружающей среды», интерактив «Правила закаливания»).
Предметные результаты обучения:
—    описывать механизмы терморегуляции;
—    объяснять сущность процесса закаливания, его принципы;
—    называть приемы оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударе.
Метапредметные результаты обучения:
—    познавательные — овладевать навыками смыслового чтения, анализировать, обрабатывать и интерпретировать информацию, составлять схемы и таблицы;
—    регулятивные — контролировать и оценивать результаты деятельности, вносить коррективы в их выполнение;
—    коммуникативные — полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, вступать в диалог и дискуссию; эффективно работать в группе при решении ситуативных задач.
Личностный результат обучения:
—    понимать необходимость закаливания собственного организма и таким образом укреплять свое здоровье.
Ход урока
I.    Организационный этап и проверка домашнего задания
1.    Проверка знаний учащихся с использованием дидактических карточек с индивидуальными заданиями (пять-шесть учеников выполняют эти задания на первых партах).
2.    Учащиеся выполняют задания в тестовой форме.
Установить соответствие между слоями кожи и их функциями.
Слои кожи    Функции
1.    Наружный слой    А. Запасание жиров
эпидермиса    Б.Сохранение тепла
2.    Внутренний слой    В. Регуляция теплоотдачи
эпидермиса    Г. Не пропускает микробов
3.    Дерма    Д. Обеспечивает регенерацию
4.     Подкожная жировая    Е. Определяет окраску покровов
клетчатка    Ж. Синтез витамина D
3.    Орган осязания И. Выделение продуктов обмена К. Смягчение ударов
II.    Актуализация знаний и изучение нового ма-териала
1.    Поисковая беседа с использованием демон-страции.
Учитель демонстрирует работу утюга с терморегулятором и индикаторной лампочкой (при нагревании до определенной температуры утюг отключается, а при ее снижении — включается).
—    Какая температура тела человека считается нормальной?
—    Почему ее повышение до 43 °С и падение ниже 25 °С смертельно опасны?
В организме человека работает аналогичная система саморегуляции (температура нормы 36,6 °С). Отклонение температуры тела от нормы запускает нейрогуморальные механизмы, поддерживающие постоянную температуру тела. «Датчики», контролирующие верхнюю температуру, — тепловые рецепторы кожи. Нижнюю температуру отслеживают холодовые рецепторы. Центр терморегуляции расположен в гипоталамусе.
2.    Работа с ЦОР о сужении и расширении кровеносных сосудов в зависимости от температуры окружающей среды и дифференцированно-групповая самостоятельная работа с текстом § 41 учебника по изучению процессов теплопродукции и теплоотдачи.
Группа 1 изучает механизмы поддержания постоянной температуры тела в условиях низкой температуры среды.
Группа 2 — в условиях высокой температуры среды.
Учащиеся заполняют таблицу и составляют опорные схемы, иллюстрирующие процесс терморегуляции.
Механизмы, регулирующие Температура окружающей среды температуру тела    высокая    низкая
Интенсивность обмена веществ
Кровеносные сосуды кожи Теплопродукция Теплоотдача Температура кожи
В ходе беседы обсуждаются вопросы.
—    В течение дня с поверхности тела взрослого человека испаряется около 500 мл пота. Какое это имеет значение?
—    Используя предложенную схему, объясните, при каких условиях количество выделяемого пота увеличивается.
—    Полезно ли усиленное потоотделение для орга-низма? Почему?
Обобщенная опорная схема, иллюстрирующая механизмы терморегуляции (на выбор учителя).
3.    Демонстрация фрагмента мультфильма «Ну, погоди!» выпуск 16 и беседа с учащимися по вопросам.
—    Что случилось с волком?
—    Каковы причины перегревания организма?
—    Назовите признаки теплового и солнечного удара.
—    Какую первую помощь нужно оказать при тепловом и солнечном ударе?
4.    Учащимся предлагают способы помощи своему организму в усовершенствовании механизмов терморегуляции.
Школьники предлагают свои формулировки определения понятия «закаливание».
—    Проанализируйте утверждение «Если хочешь быть здоров — закаляйся!».
5.    Работа с ЦОР о правилах закаливания.
—    Почему закаливание — это постепенное при-способление организма?
Учитель демонстрирует слайды, иллюстрирующие различные способы закаливания. Задача учащихся — определить и назвать способ закаливания.
Коллективное обсуждение условий, которые необходимо соблюдать для каждого из способов закаливания.
—    Какие способы закаливания выбрали бы вы лично для себя и почему?
III.    Закрепление нового материала и рефлексия
А. Учащиеся выполняют интерактивное тестовое задание «Правила закаливания».
Б. Решение ситуативных задач.
—    Почему на морозе кожа лица и рук сначала краснеет, а потом бледнеет? Какое значение для организма имеет покраснение открытых частей тела на сильном морозе?
"Т    Механизмы терморегуляции
Теплоотдача         
     S    5*
     g    Окружающая    *
     ы    температура    §
         “    1
£    £
     Ф    <и
Тепловые    3    Температура    <о
рецепторы *<     5    кожи    s     
кожи    о    о
    с:    с
~~    Кора мозга    —
Передняя область    Торможение
    ► гипоталамуса. ^    
Центр теплоотдачи    Торможение
п    Артериолы Интенсивность
Потоот- к к    с    —    —
кожи    метаболизма    о;    о:
деление    и    и
расширяются    снижается    н    н
v     ™    Температура    ^ ^—
———I крови 5
„                 т    со     
_ О^и^ателыная обратная^:вязь_ _ _ °    £ _
—    Как человек может выдерживать высокую тем-пературу в сауне? В чем заключается польза сауны?
—    Почему во время болезни часто повышается температура тела? Полезно ли это? Ответ поясните.
—    Почему повышение температуры тела часто сопровождается дрожью и ощущением холода, человека «морозит»?
IV.    Домашнее задание
§ 41 учебника; опережающее задание — подготовить сообщения и презентации о заболеваниях органов мочевыделения; задание 2 (таблица) письменно в тетради.

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 02.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar