Главная» 8 класс » Биология

План конспект по биологии 8 класс Урок 42 Выделение
02.10.2016, 15:41

Урок 42 Выделение
Цели урока: сформировать знания об анатомо-физиологических особенностях мочевыделительной системы; раскрыть значение процесса выделения, механизмы образования первичной и вторичной мочи; обосновать необходимость соблюдения мер профилактики заболеваний мочевыделительной системы.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: информационно-рецем i ивный, проблемного изложения материала, частично поисковый.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная.
Средства обучения: учебник, компьютер, мультимедиапроектор, ЦОР, модель «Строение почки»
Предметные результаты обучения:
—    объяснять значение процесса выделения, строение и функции нефрона, органов мочевыделительной системы;
—    перечислять механизмы образования мочи; меры профилактики заболеваний почек;
—    распознавать на учебных таблицах (рисунках) органы мочевыделительной системы.
Метапредметные результаты обучения:
—    познавательные — анализировать, обрабатывать и интерпретировать информацию; составлять опорные схемы и логические цепочки;
—    регулятивные — контролировать и оценивать результаты деятельности, вносить коррективы в их выполнение;
—    коммуникативные — полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, вступать в диалог и дискуссию; эффективно работать в паре при решении учебной задачи.
Личностный результат обучения:
—    проявлять познавательный интерес, направленный на изучение организма человека.
Ход урока
I.    Организационный этап и актуализация знаний
Беседа с учащимися по вопросам.
—    Назовите конечные продукты окисления углеводов, жиров и белков.
—    Как эти продукты обмена удаляются из организма?
—    Могут ли белки и нуклеиновые кислоты от-кладываться в запас как углеводы или жиры?
—    Какие органы в организме человека выполняют выделительную функцию и участвуют в поддержании постоянства внутренней среды?
Работа с ЦОР о строении мочевыделительной системы. Используя знания по зоологии и рис. 115 «Органы выделения» § 42 учебника, учащимся предлагается построить схему строения мочевыделительной системы.
II.    Изучение нового материала
1.    Постановка и обсуждение поискового вопроса.
За 1 минуту через почки проходит 1000 мл крови, а за сутки вся кровь фильтруется через почки до 200 раз. При нарушении работы почек возникает сильное отравление организма продуктами обмена и человек погибает уже через 5 дней.
В Почему при нарушении функций почек происходит самоотравление организма?
В ходе коллективного обсуждения вопросов учащиеся формулируют основные функции почек (выделительная, защитная, поддержание гомеостаза).
2.    Просмотр ЦОР о строении почек и самостоятельная работа учащихся в парах с моделью (муляжами) почки и рис. 116 «Строение почки» § 42 учебника.
Учащиеся находят мочеточники, почечную лоханку, кровеносные сосуды. На поперечном разрезе почки рассматривают темный наружный слой (корковое вещество) и светлый внутренний слой (мозговое вещество). Изучают по рис. 116 § 42 учебника структурные элементы, расположенные в корковом и мозговом слоях, выясняют их функции.
После выполнения работы ее результаты обсуждаются фронтально и устанавливается связь строения почек с выполняемыми функциями.
3.    Рассказ учителя и работа с ЦОР о строении не- фрона. Образование мочи.
По ходу рассказа учителя об этапах образования первичной и вторичной мочи учащимся предлагается:
—    зарисовать схематично строение нефрона (рис. 118);
—    изобразить в виде схемы этапы образования мочи и процессы, происходящие на этих этапах;
—    сравнить в виде таблицы этапы образования первичной и вторичной мочи;
—    выполнить задание 3 учебника.
Опорная схема, иллюстрирующая процесс образования мочи, может иметь вид:
             I        ^ Первичная
ровь-И^ j фильтрация, >1    Г*моча по составу
отфильтро-    близка к
ванные веще-    '    '
ства (какие?)
(    )
Вторичная капилляры    ГГ    
моча    оплетают Реабсорбция    Почечные
'    j канальцы (какие вещества?) канальцы
Окружающая среда
Далее учащиеся в таблице сравнивают этапы образования первичной и вторичной мочи.
Образование мочи
Этапы    _    х/    -
образования Процесс    , Где    Химический
r    г    образуется    состав
мочи    г 3
Образование    Клубочко-    В почечной    Плазма крови
первичной    вая филь-    капсуле    без белков
мочи    трация
Образование    Обратное    В канальцах    Мочевина, мочевторичной    всасывание,    вая кислота, креа-
мочи    секреция    тин,креатинин
Дополнительно в ходе составления схемы и заполнения таблицы обсуждаются вопросы.
—    Почему почки называют биологическим фильтром?
—    Чем отличается кровь, поступающая в почки через почечную артерию, от крови, выходящей из почки по почечным венам?
—    Почему ожоги кожи опасны для почек?
4.    Просмотр ЦОР о причинах почечных заболе-ваний. Сообщения и презентации учащихся о заболеваниях органов мочевыделительной системы. В ходе прослушивания сообщений учащиеся заполняют таблицу.
Заболевания мочевыделительной системы
Причины заболеваний    Профилактика
Инфекционные заболевания
Переохлаждение
Острая пища
Избыток солей в питьевой воде, пище
Употребление алкоголя, курение
Восходящая инфекция (несоблюдение правил личной гигиены)
III.    Закрепление нового материала и рефлексия
Задание в тестовой форме по вариантам.
Вариант 1
Найдите соответствие между элементами почки (органами выделения) и их функциями, выпишите соответствующие цифры и буквы.
Органы и структуры    Функции органов
выделения    и структур выделения
1.    Почки    А. Образование вторичной мочи
2.    Мочеточники    Б. Образование первичной мочи
3.    Мочевой пузырь    В. Поддержание постоянства
4.    Почечная лоханка    внутренней среды
5.     Почечная артерия    Г. Накопление мочи в самой почке
6.     Почечная вена    Д. Накопление мочи перед ее
7.    Извитый каналец    выведением наружу
8.    Капиллярный    Е. Выведение мочи из почек
клубочек    Ж. Выведение мочи из организма
9.    Мочеиспускательный 3. Сосуд, по которому приносится
канал    кровь, подлежащая очистке от
шлаков
Вариант 2
Найдите соответствие между названиями органов мочевыделительной системы и их функциями, выпишите соответствующие цифры и буквы:
Органы, их части    Функции органов
1.    Мозговое вещество А. Имеет вид воронки, в которую
2.    Корковое вещество    собирается вторичная моча
3.     Почечная лоханка    Б. Реабсорбция, образование
4.    Ворота почки    вторичной мочи
5.    Мочеточники    В. Вогнутая сторона почки, через
6.    Мочевой пузырь    которую выходит артерия и вхо-
7.    Мочеиспускательный дит вена
канал    Г. Трубка, выводит мочу
8.    Почка    во внешнюю среду
Д. Фильтрация и образование первичной мочи Е. Поддержание гомеостаза и выведение жидких шлаков Ж. Парные трубки, соединяющие почечные лоханки с мочевым пузырем
3.    Мешок с гладкой мускулатурой, накапливающий вторичную мочу
IV.    Домашнее задание
§ 42 учебника.

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 02.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar